Он уверен, что в коллективе пытаются посеять смуту, однако имён людей, которые стоят за этим, предпочитает не называть.
Нет доверия
Напомним, накануне республиканские СМИ сообщили о неком «закрытом письме», которое распространялось среди актёров и работников театра ещё в ноябре. Текст этого послания оказался и в распоряжении редакции infpol.ru. В нём десять сотрудников высказывают своё недоверие к действующему директору.
«Мы, нижеподписавшиеся, выступаем с коллективным письмом, имеющим четырёх адресатов: министерство культуры РБ в лице министра Цыбикова Тимура Гомбожаповича, руководство ГРДТ в лице директора Степанова Петра Григорьевича и художественного руководителя Баскакова Анатолия Борисовича, а также весь коллектив ГРДТ. Мы намеренно не придаем этому письму статус открытого, руководствуясь чистыми помыслами, во избежание всевозможных спекуляций, ложных обвинений в шантаже, считая это делом внутренним и обходясь, что называется, без «выноса сора из избы». Посыл письма носит конструктивный характер, направленный на дальнейший продуктивный диалог и принятие соответствующих мер», – говорится в обращении.
Далее на трёх страницах перечисляются причины «недоверия» и претензии в адрес Степанова. В частности – отсутствие у театра чёткой художественной и административной политики, которое, по мнению подписавшихся, является следствием конфликта между директором и художественным руководителем (Анатолием Баскаковым – прим. авт.). Приводятся конкретные примеры «подрывной деятельности», в том числе – самовольное приглашение на постановки режиссёров без учёта мнения худрука.
- Выбор директора спектакля «Чудо-колокол» (заявленного на фестиваль «В кругу семьи» в г. Иркутск), не разделила большая часть артистов, исходя из художественных критериев данного спектакля, однако наше мнение не было услышано, вопреки здравому смыслу, и как итог – позор театра на этом фестивале. Продолжать можно долго. Нам надоело, что нас держат за идиотов, разыгрывая перед нами непричастность к подобным событиям, – возмущаются актёры.
По их мнению, театр «доведён до отчаянного положения» и «потерял связь со временем».
Авторы послания выказывают недовольство людьми из окружения Петра Степанова и ставят под сомнение его способность «здраво оценивать административные кадры». Они обращаются к министру культуры Бурятии с просьбой не продлевать контракт с Петром Степановым и художественным руководителем Анатолием Баскаковым. В противном случае, предупреждают актёры, они оставляют за собой право покинуть театр.
«Откровенная ложь»
Инцидент с письмом произошёл ещё в конце ноября. Почему он получил огласку спустя полтора месяца, и каким образом «закрытое» обращение просочилось в СМИ – неизвестно.
- Я сам, конечно, был очень удивлён, но, скорее, возмущён: прошло уже больше месяца, и вдруг снова начали «шевелить» эту тему, – рассказал Пётр Степанов infpol.ru.
По его мнению, текст послания среди СМИ распространил его автор.
- Внутренне я уверен, кто это сделал, знаю фамилию. И понимаю, для чего всё это делается. Хотя сами пишут, что не хотели бы выносить сор из избы. Но не хочу объявлять что-то без доказательств, – отмечает директор Русдрама.
Пётр Степанов ознакомился с обращением ещё до того, как оно было направлено в Министерство культуры Бурятии.
- Сотрудники принесли мне письмо в 20-числах ноября, – рассказал Степанов. – Мы организовали сбор труппы.
В этот же день, 26 ноября, было принято решение собрать весь коллектив и поставить вопрос о доверии директору. Для этого подготовили ещё одно обращение на имя министра культуры.
«Члены коллектива глубоко возмущены небольшой группой актёров нашего театра, в котором изложены заведомо ложные обвинения в сторону директора театра Петра Григорьевича Степанова. Стоит отметить, что основные претензии в этом письме должны быть адресованы художественному руководству, а не директору. Директор является административным руководителем и занимается административно-хозяйственными функциями», – подчёркивается в тексте обращения.
На общем собрании, которое состоялось 28 ноября, Степанова поддержало подавляющее большинство сотрудников.
- Я как раз собрался в отпуск и сказал, что если будет 51% недоверия, я тут же с собрания еду в министерство и переписываю заявление – отпуск с последующим увольнением. Получилось так, что «против» проголосовал один, шесть человек не голосовали – в знак протеста или ещё по каким-то причинам. Они отнесены, естественно, к воздержавшимся. И 103 сотрудника меня поддержали.
Информацию о том, что часть коллектива отказалась поставить свои подписи и покинула собрание, Пётр Степанов опроверг.
- Это откровенная ложь. Подписывали на собрании и, тем более, никто не уходил с него, – говорит директор театра.
Выразили протест
Под первым обращением, в котором актёры Русдрама протестуют против продления контракта с Петром Степановым, значатся десять фамилий Некоторые из них вызвали у директора театра недоумение.
- Один человек (Левицкий С. – прим. авт.) вообще отсутствовал: два года учился в Москве и вернулся недавно. Лиза Михайлова работает всего два месяца, она даже не знает, о чём речь идёт. И, Наконец, Настя Турушева лежала в тяжёлом состоянии в больнице, – пояснил Степанов. – Написали письмо, предъявив при этом директору, как ни странно, творческие претензии. Хотя директор занимается организационным порядком, а не творческим. На общем собрании молодых артистов осудили. Но они имеют право на свою точку зрения. Только почему такими методами?
Пётр Степанов подчеркнул, что единоличных решений по выбору тех же режиссёров он не принимает.
- Полная ложь. Все режиссёры были приглашены по согласованию. Якобы я навязываю репертуарная политику. Полная ложь. Всё по согласованию с художественным руководителем. Более того, два не очень успешных – не провальных, но и, с другой стороны, не шедевральных спектакля – были полностью инициативой художественного руководителя. Это «Месье Амадей» и «Комната» невесты». «Комнату невесты» я прочёл и сразу сказал, что драматургия очень плохая. Но, тем не менее, решение было принято. И мы получили то, что получили.
Свою позицию по поводу непростых взаимоотношений с Анатолием Баскаковым Пётр Степанов озвучил на общем собрании 28 ноября.
«Я искренне пытался Анатолия Борисовича призвать работать вместе, я всё время говорил это. Я готов работать вместе. Анатолий Борисович соглашался, поднимался наверх и шёл своей дорогой сам по себе. Но так сложилось: у него своя позиция, у меня своя позиция, это нормально. Ненормально то, что мы никак не можем соприкоснуться».
Директор Русского драмтеатра не намерен портить отношения и с актёрами, которые потребовали его «отставки».
- Я не мстительный человек. Повторю, что каждый имеет право на свою точку зрения. Но здесь есть одно «но». Можно сказать: «Сударь, вы чего-то недопонимаете». А можно сказать: «Ты дурак, сударь». Суть одна, а форма разная. И здесь, на мой взгляд, превалирует вторая форма. До оскорблений. Я считаю, что ложь – это оскорбление. А там просто очевидная ложь, – говорит Пётр Степанов.
Контракт продлили
Рабочий контракт с Петром Степановым продлили ещё на год. В Минкульте это объяснили необходимостью сдать эксплуатацию вторую очередь Русского драматического театра.
- Здание должно быть введено в эксплуатацию при директоре, при котором началось строительство, – пояснили в ведомстве.
С коллективным обращением в ведомстве ознакомились ещё до собрания сотрудников. Предпримет ли министр культуры какие-то шаги, зависит от ситуации.
- В любом случае, мы понимаем, что человек, проработавший в театре 15 лет, не может быть оттуда «изгнан». Более того, на собрании Пётр Григорьевич сказал, что готов уйти, но не хочет быть изгнанным, – отмечают в министерстве.