Мероприятие прошло в «закрытом» формате, представители СМИ на нём не присутствовали. Однако некоторые подробности стали известны infpol.ru. Наш источник сообщил, что сначала встреча проходила довольно сдержанно, но по ходу обсуждения обстановка накалилась и эмоции взяли верх. Мнения высказывались разные, но в итоге депутаты всё же «раскололись» на два противоположных лагеря. Впрочем, некоторые предпочли отмолчаться.
Нездоровый ажиотаж
Поприветствовав народных избранников, Вячеслав Наговицын отметил, что вокруг ситуации в университете «возникает нездоровый ажиотаж».
- Пытаются каким-то образом втянуть исполнительную власть во весь этот вопрос. И мне это очень не нравится, откровенно говоря, – признался Наговицын.
Глава напомнил о собрании деканов факультетов БГУ, которое также прошло в «закрытом режиме» днём ранее.
- Объяснил им ситуацию, как она выглядит на самом деле, как это всё происходило, чтобы можно было уже конструктивно мыслить и принимать решения. Хотел бы сделать это в том числе и в этой аудитории, потому что часть депутатов принимала очень активное участие в этом процессе, – заметил он.
Судя по всему, глава имел в виду парламентариев, проголосовавших «за» проведение внеочередной сессии. Напомним, на ней планировалось обсудить ситуацию, которая сложилась в БГУ из-за назначения врио ректора Николая Мошкина. По имеющейся информации, инициативу поддержали 26 из 66 народных избранников.
Вячеслав Наговицын также сообщил, что документы кандидатов, выдвинутых учёным советом университета, не были предоставлены в Минобрнауки России в срок и потому в ведомстве решили назначить временно исполняющего обязанности ректора. Все попытки объяснить процесс как-то по-другому, отметил глава на встрече с депутатами, «вводят в заблуждение» население республики.
- Сегодня никаких других кандидатов невозможно представить, рассматриваться будут только эти три кандидатуры. Теоретически можно рассуждать, что впоследствии могут быть ещё одни выборы. Но для этого предыдущие должны быть признаны недействительными по каким-то причинам, – заметил Наговицын. – Важно, что процесс сейчас абсолютно законный, и он находится в динамике, в движении. Поскольку на данный момент полномочия Степана Владимировича (Калмыкова – прим. авт.) закончились и безвластия, как вы понимаете, быть не может, был назначен временно исполняющий обязанности.
В качестве врио, по словам главы, рассматривались четыре кандидатуры. Троих претендентов выдвинул учёный совет, а ещё одного – Минобрнауки России.
- В конце прошлого года они запросили документы на имя Мошкина Николая Ильича, – уточнил Вячеслав Наговицын. – Как раз эти четыре человека находились на рассмотрении. Приказ был подписан 30 декабря, а мы всё узнали только в день, когда приехали представители Минобразования.
Главная задача Николая Мошкина, подчеркнул глава, – организовать и провести выборы ректора БГУ.
- Других задач перед ним не стоит, – заверил Наговицын.
Когда Мошкин выполнит свою «миссию», он покинет вуз, отметил Наговицын. Что касается проректоров, сегодня они все официально уволены: срок их полномочий «автоматически» истёк вместе с уходом Степана Калмыкова с поста ректора. В ближайшее время назначат новых, и они также будут работать на этой должности только пока Мошкин возглавляет вуз.
Попытки обвинить?
Вячеслав Наговицын прокомментировал и заявления сотрудников БГУ о вмешательстве во внутреннюю жизнь вуза.
- Мне не очень понятно, как я мог вмешаться. Но кому-то это очень надо, наверное, чтобы обвинить власть в том, что что-то делалось тайно. А тайно ничего не делалось, – заявил он.
Почему из четырёх претендентов на пост врио выбрали именно замминистра образования Бурятии - непонятно. Впрочем, этого не знает даже глава республики.
- Не могу знать и не могу сказать, что конкретно является причиной назначения именно Николая Ильича, а не представителя БГУ, – сказал он. – Мы можем попробовать направить письмо, спросить, почему именно Мошкин. Думаю, министр нас за это не побьёт. Лично ответить я на этот вопрос не могу. Отвечать за министерство образования я не уполномочен.
Кроме того, он сообщил о комплексной проверке, которая нагрянет в университет в ближайшие дни и предположил, что на то есть какие-то основания. Эта проверка, уверен Наговицын, и даст ответы на все вопросы.
Депутатские претензии
Далее Вячеслав Наговицын предоставил слово народным избранникам.
- Конечно, я хотел бы услышать, какие есть претензии, поскольку узнал, что собраны подписи ряда депутатов с просьбой дать оценку моим действиям, – отметил глава (как сообщил infpol.ru источник, пожелавший остаться неизвестным, такая просьба действительно была – под письмом за подписями парламентариев).
Первый вопрос касался позиции министра образования Алдара Дамдинова. Депутаты поинтересовались, как он ведёт себя в сложившейся ситуации. Вячеслав Наговицын сообщил, что мнением Дамдинова федеральное ведомство не интересовалось.
- Нас вообще не спрашивают, – констатировал глава.
- А у самого Мошкина есть большое желание стать ректором, – поинтересовались народные избранники.
Судя по ответу главы, сотрудники вуза могут вздохнуть спокойно.
- Сам Мошкин и сейчас, и раньше говорил, что даже если он захочет, то не сможет в этот паровоз «запрыгнуть», потому что три кандидатуры «ушли». Второе – по уставу вуза могут выдвигаться только работники самого вуза. То есть никто «со стороны» не может быть ректором, участие Мошкина будет незаконным, – заявил Вячеслав Наговицын. – Я вам рассказал всё, как есть, можете на слово поверить, что это законно. Всё остальное, что печатается и говорится – попытка «взбаламутить» ситуацию.
«Крайними» вновь сделали СМИ: в ходе обсуждения некоторые депутаты сообщили, что в прессе всё переворачивается на 180 градусов» и «смешивается с грязью». По словам депутата Сергея Мезенина, журналисты «чернят» не только главу Бурятии, но и экс-ректора БГУ.
- Одни одних обвиняют, другие – других. Я тоже не согласен с тем, как федеральное министерство всё сделало – не посоветовавшись, приняло решение. Но сейчас отодвигать решение этого вопроса нельзя, – считает Мезенин.
Депутат от КПРФ Баир Цыренов усомнился, что федеральный Минобраз назначил Николая Мошкина врио ректора, даже заранее не уведомив об этом республиканские власти. А депутат Бато Семёнов заметил, что полномочия Степана Калмыкова можно было бы продлить, и глава должен был занять в этом вопросе жёсткую позицию.
Кто-то из народных избранников отметил, что в ходе своего визита представитель федерального Минобраза Владимир Голубовский «наломал дров» и продемонстрировал неуважение ко всему коллективу университета и, в частности, к Степану Калмыкову: «Возбудил зал весь, уехал – а нам расхлёбывать здесь».
Всё по закону?
Обсудили депутаты и митинг, на который сотрудники, студенты и бывшие выпускники вуза планируют выйти 30 января. Например, Игорь Марковец (который, по сведениям infpol.ru поддержал идею внеочередной сессии) считает, что митинг не нужен.
- Мы должны призвать население не делать таких поспешных выводов. Потому что мы сейчас понимаем, что вопросов к главе нет, и делается всё законно. Нужно обсудить с преподавателями: основной момент – эмоциональный, с ними не посоветовались. Будет митинг – не дай Бог, какая-то провокация. Мы можем получить серьёзные проблемы. Я подписал заявление, чтобы разобраться, а не чтобы кого-то осудить, – разоткровенничался Игорь Марковец.
Он отметил, что неплохо было бы провести внеочередную сессию до 30 января и после этого озвучить общее мнение республиканского парламента.
- Моё мнение такое, что закон не нарушен, соответственно, претензий к главе нет и выходить на митинг неправильно. Нельзя «раскачивать» людей, тем более сейчас, когда такая непростая ситуация. И мы же, депутаты Народного Хурала, будем потом за это отвечать, проблемы будут у всех нас, – подчеркнул Марковец.
Он призывал не «отсиживаться», но и не выступать «против» или же «за». Оптимальный выход, по мнению Марковца – отозвать сессию и просто дать свою оценку ситуации.
Такого же мнения придерживается Сергей Мезенин.
- Надо постараться, чтобы никакого митинга не было. Он никому пользы не принесёт. Давайте проведём расширенное заседание совета и примем решение, объясним ситуацию сотрудникам, – предложил Мезенин. – Меня тоже волнует судьба БГУ. А по поводу выборов ректора – всё должно происходить согласно процедуре, прописанной в уставе университета.
А вот коммунист Баир Цыренов уверен, что сотрудники университета имеют право выйти на протестную акцию.
- Люди хотят митинг провести. В рамках закона уведомление подали. Мы почему-то боимся этого митинга. Депутаты высказались, что есть необходимость обсудить закон на внеочедной сессии – мы почему-то эту практику редко используем. Когда народ готов идти на диалог, мы начинаем искать способы как бы его заткнуть, не дать высказать свою позицию. Может, посмотреть на эту ситуацию под другим ракурсом – консолидации власти и народа, – считает Баир Цыренов. – В том, чтобы не дать провести митинг и «ломать» через колено я, например, не вижу никакой консолидации.
«Что мне теперь, вешаться что ли?»
Многие парламентарии выступили за назначение Степана Калмыкова врио ректора. Было предложено обсудить ситуацию с сотрудниками университета, провести внеочередную сессию. Спикер Народного Хурала Матвей Гершевич идею с сессией не поддержал.
- СМИ распишут, ну и что дальше потом? Люди ещё больше возмутятся. Надо тушить эту конфликтную ситуацию, а не говорить и делать так, чтобы ещё больше разгорелся этот ненужный ни для кого пожар. И так время тяжёлое, – встревожился Гершевич.
Он зачитал письмо от имени депутатов Народного Хурала. В нём народные избранники отмечают, что остановка выборов ректора БГУ «недопустима» и поясняют, почему необходимо провести внеочередную сессию. В конце обращения говорится, что «Народный Хурал Бурятии должен дать оценку действиям главы республики Бурятия, а также обеспечить законное право коллектива БГУ».
Наговицын поинтересовался, кто был инициатором письма. В ответ спикер заявил, что ему «просто принесли бумагу».
- Я не знал, как это формируется, кто подписывал, – подчеркнул Гершевич.
- Оценка, думаю, будет только положительной: Вячеслав Владимирович сделал всё возможное, чтобы сгладить ситуацию. Я подписывал, теперь могу сказать. Что мне теперь, вешаться что ли, – раздался голос из зала.
Депутатов, которые поставили свои подписи в обращении, попросили их отозвать. Впрочем, как сообщил наш источник, многие присутствовавшие на встрече так и остались при своём мнении. Было принято решение созвать совет Народного Хурала и рассмотреть на нём вопрос о созыве внеочередной сессии.