- Нам жизненно необходима информационная поддержка по истории бурят, - заявляет председатель РОО «Буряад соёл», директор издательства «Буряад соёл» Булат Шагжин. - Нет финансирования. Сам потяну только одну книгу Чимитдоржиева, и то на коленках.
Разговоры о создании новых учебников по истории Бурятии ведутся много лет. Но кто будет их писать и в каком виде преподнесут историю? Общественники Бурятии считают, что подход к созданию истории должен быть коллегиальным. Иначе опять получим печальный опыт советских учебников истории.
- Учебники писались лицами, у которых представление о ходе исторических событий было выгодным для государственной политики этой эпохи. Поэтому на сегодня у многих народов нет более или менее единой, объективной истории происхождения, в том числе у бурят, - говорит инициатор проекта.
А версий за многие века накопилось много. Это и подтолкнуло общественников к написанию книг, чтобы дать в них несколько версий о происхождении бурят.
Чему ошибочно учат в школе
Больной вопрос - нынешние учебники по истории Бурятии.
- На одном из заседаний мы имели возможность пообщаться с учёной средой, выслушать замечания по учебной программе, а позже проверить обоснованность этих замечаний, - говорит он.
По его словам, учебная программа по истории Бурятии существенно не изменилась с 1965 года.
- В частности, утверждают, что буряты были диким и отсталым народом, что «первооткрыватели» обнаружили на просторах незаселенной Сибири пещерных бурят и вынуждены были от них обороняться в своих острогах. Это отнюдь не так, а исписано было ещё русскими летописцами того времени, в летописях соседствующих народов и бурят. Да и в советское время до раскола Бурят-Монгольской АССР исторические работы не претерпевали лживых изменений. При этом в учебниках информация о бурятских родах представлена в двух строчках, а об общности с монгольским миром - в одной. Можно ли такие учебники считать полезными для наших детей? Можно ли считать, что уклад, которым жили наши предки — отсталый и архаичный? Только малая часть нашей молодёжи понимает, что бурятские традиции позволяли иметь крепкие семьи, до сорока лет нельзя было пить, нельзя было иметь рабов и крепостных. Это лишь малый список мудрости нашей культуры. Но наша культура не выдержала рабовладельческого строя, а затем и тоталитарного.
Учёные же в один голос жалуются, что образование оторвали от науки. Научная среда до сих пор варится в своём соку и пишет сложные труды и сборники для таких же учёных. Поэтому учебники не претерпели серьёзных изменений.
- Причина сегодня кроется не в ограничениях властей, главное, конечно, не разжигать и не отсоединять, а в отсутствии команды на данный проект и его финансирования. Учебники должны быть написаны доступным языком и с хорошей иллюстрацией. В школах по разным причинам, одна из которых – недостаточность материалов, преподаватели не уделяют внимания и времени истории своего этноса, - считает Шагжин.
История народа — это не только история региона
Общественники затронули еще одну проблему школьного образования. История бурятского народа до сих пор ограничена историей территории РБ. Туда вошла информация о раскопках, какие кочевые племена проживали (в основном предки тюркских и монгольских народов), куда укочёвывали, как происходило добровольное вхождение бурят, как дикий народ спасла советская власть, образование АССР, РБ, Хурала и прочее.
- Если сравнивать с учебниками истории России, то эти книги строятся на политике личностей. Сами особы чаще всего довольно симпатичны и интересны читателю. Примерно по такому пути хотим пойти и мы, - делится своими планами организатор.
Решение активистов
Деятели собрали несколько редсоветов для выпуска книги пока с рабочим названием «Происхождение бурятского этноса» и решили выпустить основной учебник и около 10 сборников с первоисточниками с общим тиражом 50 тысяч экземпляров.
За издание учебных пособий по истории происхождения бурят взялась общественная организация «Буряад соёл». Ее председатель - учредитель одноимённого издательства и председатель редакционного совета. Всего заседаний учёного совета, который занимается сбором материала, проведено пять. Число участников малого редсовета — 12 человек, большого - 140 человек. Основной состав — доктора и кандидаты исторических наук.
Пишут книги на свои деньги
Работа над проектом подразумевает сбор и переработку информации с научного языка – это вычитки, корректировки, утверждения, дизайн, заказ иллюстраций, продвижение, авторское вознаграждение, печать и пр.
Большая часть книг будет передана безвозмездно, на общественных мероприятиях, в школьные библиотеки, если найдем финансы. И затраты, соответственно, будут довольно крупными. По мнению инициатора, такого рода проекты нельзя назвать коммерческими и они должны выполняться Министерством образования. Однако, по словам общественника, по итогам 23 лет этого не произошло.
- Сейчас проект мы выполняем на свои средства. Часть проекта выполнена и даже подписали в печать переработанную книгу Шираба Чимитдоржиева «Кто мы – бурят-монголы», - рассказывает Булат.
Ждут участия в общем деле
По его словам, о важности данного проекта заявил губернатор Иркутской области Сергей Владимирович Ерощенко, о чем также подтвердил официальным письмом на адрес РОО «Буряад соёл».
- Мы рассчитываем, что наш глава республики также отзовётся на наши инициативы. Нам важны участие в народном проекте Министерства образования, утверждение данного учебника в учебной программе, помощь в издании, - говорит активист.
Организаторы просят поучаствовать в общем деле, чтобы проект стал по-настоящему народным.
- Требуется финансовое участие, а также в качестве иллюстраторов, корректоров и прочих. Возврат можем производить полученным тиражом, - говорит Булат.
Долг перед потомками
Главную задачу сегодняшнего поколения активисты видят в создании для своих потомков книги с трудами, с более или менее приемлемой единой концепцией происхождения бурят.
- В этом проекте, надеюсь, примут участие все граждане, кому не безразлична судьба бурятского народа. Кто-то пишет, кто-то редактирует, кто-то издает. А остальные своим финансовым вкладом будут считать выполненным свой долг перед потомками. На сегодня у нас есть редакционный совет. Возглавляет его общественный деятель, издатель Булат Шагжин. Созданы оргкомитеты по сбору средств в Бурятии, Иркутской области и Забайкальском крае. По моему субъективному мнению, без знания своих корней и истории через определенный промежуток времени, 50 – 100 лет, бурятский язык, культура, менталитет забудутся. Мы перестанем существовать как этнос, - сообщает автор и руководитель проекта, председатель оргкомитета Гончикбал Баиров. - Отнесемся с ответственностью к начатой работе, значимость которой ясна всем. Если мы сегодня не сделаем ее, следующие поколения вряд ли смогут ее выполнить.
Реквизиты для оплаты
Региональная общественная организация «Буряад соёл» (бурятская культура)
ИНН/КПП 0326521866/032601001
Номер счета организации: 40703810109160030351 ОАО «Сбербанк России» Бурятское ОСБ № 8601
К/с: 30101810400000000604, БИК 048142604
Основание для платежа: на подготовку к изданию бурятской исторической литературы
Председатель правления «Буряад соёл» Шагжин Булат Саянович, тел.: 8-924-77-089-55, 8-3012-22-30-29, bulat@bsgroups.ru