Скандал вокруг обмеления озера продолжается уже несколько месяцев. Напомним, с предложением увеличить сброс воды из Байкала в октябре выступили иркутские учёные: по их мнению, это позволит решить проблему малой водности рек, которая создаёт неудобства у энергетиков Восточной Сибири.
В январе проблемой озаботились власти Бурятии. Глава республики Вячеслав Наговицын на одном из планёрных совещаний поручил министру природных ресурсов республики Юрию Сафьянову рассмотреть информацию экологов о зафиксированных последствиях снижения уровня Байкала и возможных последствиях в дальнейшем. Среди основных причин снижения уровня воды была названа деятельность иркутских энергетиков.
А уже через несколько дней на официальном сайте ОАО «Иркутскэнерго» появился комментарий по этому поводу. Сообщение, в частности, содержало резкий выпад в сторону властей республики.
Из-за маловодья в конце января на Байкале ввели режим повышенной готовности. Тем не менее, федеральные власти всё же поддержали инициативу использовать водные ресурсы озера ниже установленного уровня.
Сегодня уровень Байкала продолжает снижаться и, по мнению Арнольда Тулохонова, это неизбежно приведёт к экологической катастрофе.
- Меня этот вопрос уже, грубо говоря, достал, потому что я сделал всё возможное. Более того – теперь я получился, может быть, изгоем в Министерстве природных ресурсов Иркутской области. Я дважды выступал у Донского, в прессе, писал письма. И когда последний раз меня достали, я написал письмо генеральному прокурору Чайке, – отметил сенатор.
В этом обращении он проинформировал генпрокурора России, что понижение уровня Байкала в маловодный период ниже законодательно установленного уровня в 456 метров допускается в интересах иркутских энергетиков и что это понижение повлечёт катастрофические последствия для экосистемы озера.
- Подзаконный акт будет неизбежно нарушен, потому что минимальный уровень ожидается в апреле, а сейчас осталось 6 см, – заверил сенатор. – Я сказал, что деньги, которые получают иркутяне за счёт водной ренты, необходимо срочно направить на решение водных проблем. Но они ничего не делают. Поставили перед фактом, «наехали», грубо говоря, на нашего главу. И тут хоть из штанов выпрыгивай, ничего сделать нельзя.
Тулохонов считает, что ответственность за возможные катастрофические последствия никто не понесёт.
- Вы видели, чтобы в России кого-нибудь за что-нибудь наказали? Я лично не видел, – заявил он. – В мире вообще существует три механизма – кнут, пряник и совесть. И ни один из них в России не работает.
Он также рассказал о последствиях обмеления Байкала.
- Мы увидим последствия, когда схлынет лёд и уйдёт вода: рыба не будет заходить на нерест, перелётные птицы где будут гнездоваться? Но, к сожалению, у нас нет количественных данных о том, какими будут последствия. Мы можем сказать только о качественных изменениях. Вся молодь, всё биоразнообразние находится на двухсотметровой отмели, где есть корм, где светло, где тёплая вода. Вот это всё отступит, – подчеркнул Арнольд Тулохонов.