Организация горячего питания в учебных заведениях стала главной темой очередного заседания консультативного совета женщин.
- Оттого, как мы будем кормить наших детей, насколько сбалансирована и калорийна будет пища, зависит их здоровье, – отметил в начале заседания Вячеслав Наговицын. – Безусловно, у нас в этом вопросе не всё гладко.
По его словам, сегодня охват школьников горячим питанием составляет порядка 94%.
- Где-то мы детей кормим хорошо, где-то – один раз, и то недокармливаем, где-то появились современные новые столовые, оснащённые необходимым оборудованием, а где-то есть столовые, которые работают на привозной воде и где оборудование не соответствует современным требованиям, – подчеркнул Вячеслав Наговицын. – Надо понять, почему 6% детей не получают горячие завтраки, в чём причины.
Районы не справляются?
Сегодня вопрос организации школьного питания особо остро стоит в районах Бурятии: муниципалитетам просто не хватает на это средств и потому правительство республики взяло на себя часть расходов.
- Мы помогаем муниципалитетам решать вопрос по малообеспеченным семьям, которые не могут внести плату на полноценное питание. Изначально договаривались, что это будет осуществляться на паритетных началах: 50% должны были мы выделять, 50% – муниципалитеты. К сожалению, этого не происходит, – сообщил глава Бурятии. – Муниципалитеты как-то не очень окликаются на это дело. Но мы не можем их обязать: это их полномочия и это будет вмешательством во внутренние дела. Но, тем не менее, можно создать некое общественное мнение, показать и «подсветить» районы, которые не хотят этим заниматься, ссылаются на всякие экономические сложности или ещё что-то и пытаются решить их за детей.
Между тем, из республиканского бюджета средства на эти цели выделяются стабильно уже на протяжении пяти лет. По словам Вячеслава Наговицына, в 2014 году на организацию горячего питания школах республики направили 69 млн. рублей.
40 тысяч льготников
По словам председателя консультативного совета женщин при главе Бурятии Светланы Грешиловой, сегодня в средних учебных заведениях Бурятии работают 335 столовых с полным циклом, которые работают на завозном сырье, 65 «заготовочных», реализующих готовые завтраки, обеды и полуфабрикаты, а также 30 раздаточных буфетов и 6 точек, где продают соки, выпечку и другие продукты, рекомендованные для реализации в школах. В сельских районах, где нет столовых и буфетов, ученики вынуждены обедать дома.
- В режим учебных занятий включён перерыв для приёма пищи в домашних условиях, но на самом деле кушают ли они и что они делают во время большой перемены, непонятно. Этого никто не знает и никто не контролирует, – подчеркнула Светлана Грешилова. – Несмотря на то, что такие случаи нетипичны для районных школ, члены Совета считают, что от таких форм организации следует избавляться.
Детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, полагаются бесплатные обеды. Так, в 2015 году льготным питанием было охвачено более 40 тысяч школьников Бурятии.
- Это 33%. Показатель неплохой, но стремиться нужно к большему, – считает Светлана Грешилова.
За разными столами
Обеды «льготников» «беднее», чем у детей, чьи родители доплачивают за питание.
- В Северобайкальском районе 653 учащихся находятся в трудной жизненной ситуации. Рацион питания этих детей и тех детей, которые питаются за родительскую плату, различаются по качественному и количественному составу, – сообщила Грешилова. – В меню детей-льготников в основном включены только молочные и овощные блюда, недостаточно мясных и рыбных. Для них составляют отдельное меню. Во время завтрака эти дети сидят отдельно. Они должны получать 15% килокалорий от суточной потребности, но сегодня получают только 10-12%. Меню, к сожалению, составляется не из расчёта калорийности блюд, а в зависимости от их стоимости.
Подобная ситуация сложилась и в Баргузинском районе. Председатель консультативного совета назвала это «недопустимым». Её поддержал глава Бурятии.
- Кто додумался ввести разные столы для малообеспеченных детей и для детей, родители которых платят за питание, – возмутился Вячеслав Наговицын.
Он поинтересовался, были ли предприняты какие-то меры после визита членов консультативного совета.
- После вашего посещения там что-то «шевельнулось»?
- Я думаю, что шевельнулось. Знаете, это же такой человеческий фактор, – отметила Светлана Грешилова.
- Мне даже стыдно руководителям районов и говорить об этом, но немедленно прекратить это прошу. Это надо додуматься было, чтобы в детском возрасте разделить детей на бедных и богатых. Это глупость несусветная. Прошу навести порядок, – отметил глава Бурятии.
Ситуацию прокомментировала и министр социальной защиты населения Бурятии Татьяна Быкова.
- Семьи, которые находятся в трудной жизненной ситуации с доходами ниже прожиточного минимума, занесены в базы данных во всех муниципальных образованиях. То есть меры социальной поддержки таким семьям обеспечены. Организация школьного питания – это профессиональный такой вопрос к Министерству образования. Но я, просто пользуясь случаем, просила бы ещё раз глав муниципальных образований обратить внимание на недопустимость дифференциации при организации питания. Это просто недопустимо, – подчеркнула Татьяна Быкова.