У художественного руководителя Бурятского государственного академического театра оперы и балета и его артистов абсолютно полярные точки мнения на произошедшее.
«Не хочу никого порочить»
Ученица Ларисы Сахьяновой, одна из самых известных современных балерин Бурятии покидает театр оперы и балета. Как Лия Балданова рассказала infpol.ru, ей обидно, что так поступили не только с ней, но и с другими артистами труппы.
- Мне и Баиру Жамбалову предложили поехать на гастроли в США и Канаду в составе московской труппы. При этом мы должны были исполнять главные партии. Такой шанс выпадает не часто, - говорит Лия Балданова.
По словам балерины, незадолго до этой поездки художественный руководитель не отпустил на гастроли других артистов, поэтому Лия приняла решение взять отпуск.
- Взяли учебный неоплачиваемый отпуск. Сначала уехали на учебу, потом на гастроли. Недавно приехали, оказалось, что руководство решило нас уволить, - недоумевает Лия. – Получается, что мы не нужны театру. Обидно, что так получается, ведь мы хотим работать, а гастроли я злостным нарушением не считаю, тем более, что отпуск был неоплачиваемый.
По словам Лии, когда по приезду она вернулась в класс, худрук театра Морихиро Ивата просто попросил ее выйти из зала.
- Категорически не хочет видеть нас здесь. Я не хочу никого порочить, о ком-то говорить плохо, но обидно, что все молчат, когда руководство так тихо избавляется от артистов. И мы не одни, кто попал в подобную ситуацию, - рассказала балерина. – Когда я пыталась поговорить с руководителем и решить конфликт, он сказал, что занят.
«Театр не должен разбрасываться кадрами»
Другая балерина, покинувшая театр – это Оюна Надмитова, также известная артистка Бурятии. По ее словам, уходить из театра она не хотела, однако ей пришлось принять такое решение. К тому же, по ее словам, конфликт между ней и руководством спровоцировал увольнение ее супруга народного артиста Бурятии Батора Надмитова.
Камнем преткновения опять стали гастроли в Америку, но уже с другим московским театром.
- Меня пригласили в труппу московского балета, - говорит она. – Перед тем, как уехать, я попыталась отпроситься, но Морихиро Ивата меня не отпустил. Мне пришлось уволиться, хотя я озвучила, что вернусь в родной театр после гастролей. Это мои родные стены. Когда я вернулась, зашла в зал, но мне даже не разрешили заниматься. Самое обидное, что, пока я была на гастролях, уволили моего мужа Батора Надмитова. Мой супруг 20 лет проработал в театре, не думаю, что он не нужный там человек. Театр не должен разбрасываться кадрами.
По ее словам, политика руководства приводит к тому, что молодые и перспективные артисты покидают республику. Так, две артистки, которые тоже ездили на гастроли в Америку, решили остаться там же.
«Мне очень больно»
Однако сам Морихиро придерживается кардинально противоположной точки зрения. По словам худрука, он в замешательстве от поведения артисток балета.
- Лия говорила, что они с Баиром уезжают на учебную сессию и не смогут вернуться к юбилею театра. Еще попросили компенсацию билетов и сохранение заработной платы, - вспоминает Ивата. – Мы юридически не могли сохранить им заработную плату во время учебного отпуска, но пошли им навстречу и компенсировали часть затрат на билет, чтобы они успели к юбилею театра.
По его словам, ведущие артисты приехали на юбилей, а потом вновь уехали на учебу.
- Через кое-какое время я узнаю, что они катаются в другой стране с коммерческими гастролями. Я, конечно же, не поверил, но на всякий случай обратился к друзьям в Санкт-Петербурге, которые сообщили, что Лия и Баир там не учатся, - возмущается Морихиро. – При этом я узнаю через третьих лиц, якобы они говорят, что театр им не оплачивает дорогу, поэтому нет возможности приехать на учебу.
Худрук говорит, что долгое время пытался связаться с артистами, но безрезультатно.
- Потом они приезжают, как ни в чем не бывало, - негодует он. – Это очень неприятно. Ко мне несколько артистов подходило, отпрашивались на гастроли. Кого-то я смог отпустить, кого-то – нет. Кого не отпустил, продолжают работать дальше, не пытаясь уехать обманными путями. У нас артистов не так уж и много. Такие долгосрочные поездки не предполагаются. Если бы было возможно, конечно, я бы всех отпускал. А тут – не посоветовавшись, сказав неправду… Такое поведение простить я не могу. Мне очень больно. Если я пропущу такой поступок, то как на это посмотрят другие артисты?
Морихиро рассказывает, что ситуация с увольнением Оюны тоже его задевает.
- В отличие от Лии, Оюна подошла и честно сказала, что хочет на гастроли, поэтому увольняется. Оюна, можно сказать, наплевала на коллектив и работу, а потом вернулась, как ни в чем не бывало, - говорит худрук. – Никаких заявлений не писала, а пришла на занятие, как будто ничего не произошло. Посоветуйте, и как мне здесь себя вести?
С супругом Оюны конфликта не было, уверяет Ивата.
- В театре почти не появляется, работы нет, ролей нет, к тому же возраст, - перечисляет Морихиро. – При всем уважении, тем не менее, три года не увольняли. Но время пришло, мне тоже неудобно перед другими. Вызвал его, объяснил ситуацию, он все понял, поговорили мы хорошо, и он сам написал заявление.
Новый контракт
По сообщению пресс-службы БГАТОиБ, увольнять Лию все же никто не собирался, ее хотят перевести с бессрочного трудового контракта на срочный. Сделать это, по мнению руководства, необходимо, чтобы повысить дисциплину.
Однако захочет ли сама артистка остаться в театре после скандала пока неизвестно. "Выбор - какую дверь закрыть, а какую открыть. Или сжечь все мосты... Не могу молчать, устала", - пишет прима-балерина в "Фейсбуке".