Общество
4122

Старообрядцы Бурятии накануне памятной даты чувствуют себя забытыми властью

В 2015 году исполнится 250 лет с момента переселения старообрядцев в Забайкалье. Активисты из их потомков хотели бы отпраздновать такой юбилей. Но выяснили, что власти республики выделили на это недостаточно средств

Фото Александр Гармаев

Это вызывает обиженное недоумение у старообрядцев, ведь во власти сегодня очень много представителей «семейских»

- Мы обращались  к главе республики Вячеславу Наговицыну по вопросу празднования юбилея. Вышло распоряжение о создании оргкомитета по организации празднования 250-летия. Однако дальше слов дело не идет. В «Плане основных республиканских мероприятий на 2015 год» о юбилейных мероприятиях ничего не говорится, - рассказывает Андрей Торощин, председатель старообрядческой общины в селе Десятниково.

Просмотрев план мероприятий, мы убедились, что, действительно, никаких торжеств, связанных с 250-летием поселения семейских в Бурятии, не намечается. Председатель общины говорит, что задумок по празднованию много, но все упирается в отсутствие денег.

Председатель общины крайне возмущен и несправедливым распределением финансовой помощи среди общин.

- В 2013 году по грантам было выделено порядка 80 млн рублей религиозным организациям. Из них 50 млн рублей получили православные организации, буддийские — 27 млн, а мы, старообрядцы, - всего 3 млн рублей. Хотя семейских проживает в Бурятии 200 тысяч человек, - возмущенно перечисляет старовер.

По мнению председателя общины, чиновники намеренно чинят препоны в получении грантов.

- Чиновники говорят, что оказывают поддержку  религиозным организациям, а мы якобы неграмотные, не можем правильно подать заявку и представить необходимые  документы на получение правительственного гранта. Это просто чиновнические ухищрения, чтобы отказать законным претендентам в получении средств, - говорит Андрей Юрьевич.

Мы обратились в правительство Бурятии за разъяснением, почему же старообрядцам выделяется так мало денег и какова судьба юбилейной даты.

- Проведение юбилейных мероприятий, равно как и средства на них, заложены в «Перечне общественно значимых мероприятий на 2015 год». Ответственными исполнителями назначены Министерство культуры и администрация Тарбагатайского района. Что касается отсутствия финансовой помощи, то ежегодно среди социально ориентированных НКО проводится грантовый конкурс на строительство, ремонт и реконструкцию зданий религиозного назначения. Создается специальная комиссия, которая принимает заявки и документы на участие в конкурсе. Если заявка соответствует предъявляемым критериям, есть шанс получить господдержку. К примеру, старообрядцы дважды выигрывали грант на строительство церкви на ул. Ткацкой, - говорит зампред Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Доржи Бадмацыренов.

В Бурятии до революции действовало более 80 старообрядческих храмов. Все церкви власти конфисковали и разместили в них госучреждения. На сегодняшний день сохранилась только Никольская церковь в Этнографическом музее, и та находится в плачевном состоянии. Российское государство признало преемственность правления власти СССР, поэтому разрушенные церкви нужно восстановить, а не прятаться за точки и запятые.

- Например, в Тарбагатае поликлиника находится в бывшем кафедральном храме Иркутско-Амурской епархии. Неужели нельзя построить специальное здание для больницы? Пока в села не вернут церковные здания или не построят взамен отобранных новые, бездуховность будет продолжать уничтожать наш генофонд, – говорит Торощин. - Писатель А. Солженицын говорил: «Пока Россия не вернется к своим истокам и не будет уважать своих предков, добра в России не будет».
Лариса Ситник.

«Несмотря на демократию в обществе, нас подвергали репрессиям 350 лет и сейчас стараются замалчивать. Исконная русская вера — это старообрядчество. Наш владыка Корнилий является членом Совета  по делам религии при президенте РФ наравне с патриархом Кириллом и главой Сангхи Аюшеевым. Почему такая дискриминация у нас в Бурятии?» – задается вопросом Андрей Торощин.


Знаете ли вы, что…

- Первым политическим ссыльным за Байкал был именно духовный отец старообрядцев неистовый протопоп Аввакум.

- В знаменитой картине Сурикова «Боярыня Морозова» есть ошибка: на самом деле на момент ареста этой сподвижницы старообрядчества не было еще и сорока лет.

- Обвинение в «тайном раскольничестве» было тяжким. Именно в этом обвинили церковные служители служившего у Петра первого гидростроителя бурятского происхождения Бароно Имегенова, крещенного в Михаила Сердюкова.

- В духовных академиях во второй половине XIX века были кафедры истории и обличения раскола. В 70 - 80 годах XIX века такую кафедру в Московской духовной семинарии возглавлял Николай Субботин. Он считал, что действия раскольников рассматриваются в политической системе враждебными силами в Австрии, Турции как проявление недовольства народа политикой своего государства и этот очаг внутреннего конфликта может быть использован в удобной политической ситуации против России.

- «Семейские» в словаре Даля означает «забайкальские раскольники, переселенные семейно».

Известные выходцы из старообрядцев во власти РБ:

Леонид Потапов – первый президент РБ,

Петр Носков – руководитель администрации главы РБ,

Татьяна Думнова – министр экономики РБ,

Владимир Павлов – вице-спикер, главный «единоросс»,

Сергей Пронин – бывший собственник «Амты»,

Анатолий Кушнарев – депутат Народного Хурала, ведущий программы «Во саду ли, в огороде».





Автор: Лариса Ситник

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях