Подмена определения
Принятые нововведения уже вызвали волну возмущений по всей стране. Ведь многие автовладельцы столкнулись с отказом в регистрации в органах ГИБДД только лишь из-за проведения капитального ремонта. И это коснулось не только подержанных иномарок, но и даже отечественных производителей.
- Я хотела установить коники на своем полуприцепе и трале, чтобы возить лес, однако в ГИБДД мне отказали в связи с тем, что теперь я не могу внести такие изменения. Мое заявление в Госавтоинспекции сначала вообще отказались принимать к рассмотрению. До сих пор не могу дождаться ответа на вопрос, почему мне отказано в регистрации, - говорит жительница Улан-Удэ Татьяна К.
И подобный случай для нашего города уже не является единичным. Подтверждают сложившиеся трудности с подменой одного определения на другое и автоюристы.
- Как известно, регистрация автомобилей-«конструкторов» на территории нашей страны запрещена как гласно, так и негласно. Поэтому на основании данного запрета с вступлением в силу технического регламента Таможенного союза широкое распространение получил и запрет на регистрацию автомобилей, в конструкцию которых внесены изменения. Например, это замена рамы, двигателя или кузова, - говорит Алексей Климов, директор компании «Юридическая защита».
Суд на стороне граждан
По мнению юриста, связано это с тем, что граждане, с одной стороны, нарушают законодательство по переоборудованию ТС и по факту пытаются поставить его на учет, с другой - неправильно толкуют закон и сами сотрудники ГИБДД.
- Госавтоинспекция должна осуществлять лишь надзор за соблюдением законности процедуры по переоборудованию, а не вводить полный запрет на нее. К примеру, к нам обратился водитель грузовика, которому отказали в регистрации в ГИБДД в переоборудовании рамы. Старая рама у него лопнула, и он принял решение приобрести новую. В ГИБДД ему сказали, что если он заменит раму, то его грузовик становится автомобилем-«конструктором» и не будет поставлен на учет. Однако мы смогли обжаловать это решение, и суд встал на нашу сторону, - говорит автоюрист.
По словам юриста, ему известно о 200 случаях отказа в регистрации ТС с начала 2015 года. И это не случайно, ведь запрет касается широкого круга организаций (например, автошколы) и даже целых категорий граждан (например, инвалидов, которым также запрещено переоборудовать свой автомобиль).
- Конструктором принято считать так называемые «распилы» Т.е. это те автомобили, которые собирались по запчастям, ввезенным из-за границы, и ушли, таким образом, от уплаты налогов. Однако в ГИБДД под это определение подпадают как автомобили, собранные из составных агрегатов, так и те, в конструкцию которых были внесены изменения. И данное определение существует уже несколько лет, что стало предметом множества судебных разбирательств, - говорит Алексей Климов.
В специализированных центрах
Справедливости ради отметим, что запрет на регистрацию ТС действовал еще по старому техрегламенту на основании приказа МВД России №1240.
- Даже когда действия ГИБДД оспаривались в суде, ее сотрудники все равно находили безосновательные причины для отказа. Хотя в приказе МВД №1240 вообще не предусматривался отказ в принятии заявления и тем более в предоставлении разрешения на переоборудование ТС. Поэтому в судах мы выиграли не одно такое дело, - говорит автоюрист.
Однако с принятием нового технического регламента Таможенного союза в январе 2015 года данная ситуация обострилась вновь.
- Если раньше в законе предусматривались некоторые изменения ТС без подтверждения экспертных заключений, то теперь это уже не получится. Кроме того, усложнилась и сама процедура по внесению изменений и ремонту автомобиля. Теперь, чтобы поменять какую-либо деталь в конструкции, необходимо уже два экспертных заключения, а также дается указание о проведении переоборудования только в специализированных организациях. Лично я знаю лишь одну организацию в республике, которая сегодня соответствует данным критериям. Это ООО «Улан-Удэнские ремонтно-механические мастерские».
Нововведения не новы
В республиканской ГИБДД отметили, что данные нововведения действуют уже не один год. В частности, запрет на регистрацию транспортного средства, в котором заменены составные части агрегатов, вступил в силу еще в сентябре 2012 года.
- В настоящее время идут судебные тяжбы с теми гражданами, которые регистрировали ТС по старой процедуре, действовавшей до 1 сентября 2012 года. ГИБДД уже три года не регистрирует никакое переоборудование, поэтому говорить о том, что данная норма вступила в силу с этого года, неверно. Все разговоры по поводу вступления технического регламента с января 2015 года связаны с тем, что информация о внесении изменений в конструкцию ТС теперь юридически прописана, - говорит начальник отделения технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы Управления ГИБДД Леонид Бек.
В частности, в документе оговорен только порядок внесения изменений в конструкцию, а не полная замена агрегатов, т.е. водителю, например, можно поменять бампер или же крыло, но никак не кузов, кабину или другие составные агрегаты транспортного средства.
- Замена агрегатов, согласно вступившему в силу техническому регламенту Таможенного союза, подразумевает создание другого транспортного средства. И органами ГИБДД регистрация данного автомобиля запрещена. Оспаривающие это определение люди есть, поэтому с ними до сих пор идут судебные тяжбы, - говорит полицейский.
Что же касается процедуры постановки ТС на учет, то с принятием технического регламента Таможенного союза никаких изменений она не претерпела.
Подтвердил Леонид Бек и то, что вновь принятый технический регламент еще несколько «сыроват». Поэтому кое-какие нормы в нем еще будут дорабатываться и дополняться.
Переоборудование ТС в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза:
1. Необходимо получить заключение предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства.
2. Все изменения на ТС должны вноситься на специализированном предприятии, которое имеет сертификаты соответствия, например ООО «Улан-Удэнские ремонтно-механические мастерские».
3. После внесения изменений необходимо подтверждать безопасность конструкции транспортного средства с внесенными изменениями заключением эксперта (в случае необходимости измененное транспортное средство будет подвергнуто испытаниям).
4. После внесения изменений в конструкцию транспортного средства необходимо пройти технический осмотр (получить диагностическую карту) и обратиться в ГИБДД для постановки на учет.
Советы автоюриста по новому порядку внесения изменений в конструкцию транспортных средств:
1. Прежде чем идти в ГИБДД, лучше обратиться к юристу за консультацией.
2. Получить разрешение от технического отдела ОГИБДД по месту регистрации.
3. Написать заявление установленного образца, в котором необходимо описать автомобиль и детально вносимые изменения в его конструкцию.
4. Представить заключение предварительной технической экспертизы конструкции ТС и необходимый пакет документов.
5. Получить экспертное заключение проверки безопасности конструкции ТС с внесенными в конструкцию изменениями. (Однако со вступлением нового технического регламента с января 2015 года ГИБДД не принимает заявления от граждан на переоборудование со ссылкой на отсутствие нормативно-правовых актов, регламентирующих эти действия).
Важно! Если не будет собран полный пакет документов, то сотрудники ГИБДД имеют полное право не принимать заявление либо могут принять и выдать вам отказ в выдаче разрешения.