Две версии одного вопроса
Напомним, что на днях стало известно о том, что соседнее государство планирует построить целую «серию» гидроэлектростанций на своих реках. Известие уже вызвало резкую критику российских экологов, которые посчитали, что появление монгольских ГЭС может резко ухудшить ситуацию с Байкалом. Плотины могут повлиять на состояние мелких рек Монголии, что в свою очередь тут же отразится на Селенге – главном притоке Байкала. Такое мнение высказали «зеленые».
Однако, помимо экологической стороны, у вопроса строительства ГРЭС существует и другая плоскость. Как известно, сейчас Монголия частично снабжается российской электроэнергией. Конечно, не на 100% (в соседнем государстве имеются свои ТЭЦ), но доля российского электричества там пока еще очень велика. Но вот появление ГРЭС может повернуть ситуацию таким образом, что Монголия перестанет нуждаться в российской энергии. Стало быть, РФ лишится неплохого денежного потока.
Гусинка не боится
Как это отразится на экономике России в целом, непонятно. Но были предположения, что отказ Монголии от российской энергии, может ударить и по Бурятии. Почему? Дело в том, что в республике имеется мощная Гусиноозерская ГЭС, которая в свое время была построена для того, чтобы обеспечить энергией Монголию.
Казалось, что появление в соседней стране новых ГЭС должно негативно отразиться на Гусинке. Однако, на деле, это оказалось совсем не так.
- Ранее Гусиноозерская станция действительно снабжала электричеством Монголию. И сейчас часть энергии тоже идет от нас, но в малом объеме. Монголия больше зависит от иркутских ГРЭС, - объяснили нам в пресс-службе Гусинооозерской ГЭС.
Причина кроется в разнице тарифов. Монголам выгоднее покупать дешевую иркутскую электроэнергию, нежели пользоваться нашей.
- Гусиноозерская ГРЭС сейчас больше дает энергию в Бурятию и Забайкальский край, - объяснил пресс-секретарь предприятия.
Таким образом, волноваться по поводу появления монгольских ГЭС нужно, в первую очередь иркутянам.
Версия №3
Между прочим, по мнению некоторых специалистов, Монголия, озвучив идею строительства каскада электростанций, вполне могла сделать некий информационный вброс. Плотины там могут так и не появиться.
Монголы, как объяснил нам специалист, могут преследовать совсем иную цель. Пугая грядущим строительством, они пытаются заставить российских энергетиков снизить тарифы. Мол, не снизите цену вопроса – построим ГЭС. Снизите – обойдемся без них. Этим, кстати, объясняется то, что Монголия же много лет говорит о грядущей стройке, но, на деле, плотины там пока так и не появились.
Такая энергетическая сторона вопроса, как мы думаем, и объясняет нынешнюю информационную нервозность. То есть, одна, внешняя сторона медали, это возможная экологическая угроза Байкалу. Но вот другая – то, что электроэнергия являлась рычагом воздействия, который Россия очень долго и уверенно использовала в свою пользу. Однако, с некоторых пор, Монголия стала «работать» этим рычагом в другую сторону, требуя снизить расценки на энергоресурс.