Не обошлось и без некоторых скандалов. Так, только вступив на землю Бурятии американцы столкнулись с одиноким пикетчиком, который посредством плаката посоветовал им «убираться домой». Нервозно проходили и встречи с общественниками. По крайней мере, такое впечатление создалось при просмотре кадров на одном из городских телеканалов. Информационным посылом большинства сообщений в прессе был вопрос: «Так что же обсуждали американцы с бурятскими общественниками за закрытыми дверями?». Как раз об этом мы и спросили одного из тех, кто встретился с американскими дипломатами.
Наш собеседник – личность в республике достаточно известная. Булат Шагжин является председателем общественной организации «Буряад соел» и одноименного издательского дома. Напомним, что эта организация занимается развитием бурятской культуры и языка, продвижением национальной литературы, популяризацией культурных ценностей и просветительской работой. Именно эта деятельность и заставила Булата Шагжина и искать встречи с дипломатами.
- Мы поставили перед собой задачу – вынести проблемы бурятского языка, культуры, истории на международный уровень. Это и стало основной тематикой нашей встречи, - сообщил Булат Шагжин.
По словам общественника, правительство России довольно успешно решает вопросы популяризации русского языка за рубежом, но при этом мало обращает внимание на проблемы обучения родному языку в национальных регионах своей страны.
Обращение к американским дипломатам представитель «Буряад соел» решил сделать после того, как исчерпал возможности на местном уровне.
- Еще полтора года назад мы передали Главе Бурятии Вячеславу Наговицыну петицию с обращением о том, что мы хотели бы видеть полноценное обучение бурятскому языку в школах, что на названия улиц писались не только на русском и английском языках, но и на бурятском. Под петицией было 2000 подписей, которые мы собрали всего за месяц. К сожалению, Глава никак не прореагировал. Потом, правда, нам сказали: «Мы, конечно, работаем в этом направлении». Но какие мы видим результаты? Бурятский язык отменили в 1-4 классах, переведя обучение на добровольную основу.
-Мы направили письмо в Совет Федерации России. Но там тоже никак не среагировали, хотя прошло уже более 6 месяцев. А ведь срок ответа -1 месяц. Поэтому мы решили поставить вопрос ребром перед международной общественностью, - заявил Булат Шагжин.
На основе петиции Наговицыну организация «Буряад соел» составила письмо, где говорилось о нарушениях конституционных прав. Как отметил общественник, «слать письмо на E-mail в международные организации смысла не имело». Было решено передать его лично в руки.
- Надо было акцентировать внимание! Мы узнали из СМИ, что в Бурятию приедут американские дипломаты, график их встреч. Стали искать тех, кто мог бы передать письмо. Я пообщался с общественниками и попросил передать их письмо. Но, в итоге, они сказали: «Мы этого делать не будем. Передавай сам», - рассказал Шагжин.
Встреча общественника с дипмиссией состоялась во второй день «американского визита».
- Письмо я передал лично в руки американцам. Так как они плохо владеют русским языком, разъяснил, что речь в нем идет о проблеме бурятского языка. Они спросили: «А каково состояние языка?». Я сказал, что есть проблемы, - сказал общественник.
- Какую цель Вы преследовали, передавая послание?
- Письмо не несет радикального характера. Там речь идет о нарушениях конституционных прав - чтобы пристыдили наши власти, которые решают вопросы русского языка за рубежом, но не решают вопросы родных языков народов России.
- Чем еще интересовались дипломаты на Вашей встрече?
- Был вопрос об отношении к женщинам, спрашивали про семейное насилие. Я сказал: «Проблем нет». Они даже удивились. Спросили: «А каково отношение к религии?». Проблем нет. Вообще, мне показалось, что они не совсем знают, что мы за республика. У них не было даже понимания. Они, к примеру, спрашивали: «А женщины у вас получают высшее образование?». Мы сказали, что женщин с высшим образованием в Бурятии даже больше, чем мужчин, причем у некоторых по 2-3 образования.
- То есть, они ехали в Бурятию, не имея о ней никакого представления?
- Они объезжают всю Россию, были во многих регионах. И Бурятия была в конце списка их большого визита.
- И какое у них создалось впечатление от республики?
- Их, например, сильно удивило, что в Бурятии им разрешили встречаться с представителями правительства, мэрии, различных политических партий. Но, почему-то не разрешали встречаться с общественниками, чинили неудобства, в части того, чтобы они могли пообщаться с людьми вне политики.