Предприниматель рассказала об опыте выращивания овощей в Мухоршибирском районе Бурятии. В селе Шаралдай работники предприятия «Здоровое питание» садят картофель, морковь, свеклу, редис, редьку. Построено картофелехранилище, закуплена техника, заканчивается строительство овощехранилища. Построена мобильная мелиорационная система. Однако не все так радужно:
-Мы не совсем правильно выбрали площадку, испытываем дефицит воды, трудно осваивать новые площади для посева. А техника вся стационарная и мы не можем ее перенести на новое место. Сейчас ищем новые площадки около 500-600 га, с хорошим запасом воды, - рассказала о проблеме Индира Шагдарова.
Также она сообщила, что Бурятия, вопреки заявлениям чиновников, не обеспечивает себя в полной мере картофелем, не говоря о других продуктах.
- Закрываем потребность своих магазинов на 30% во всех овощах своей продукцией. Картофелем не закрыты на 100%, иначе бы он не поступал из Китая, Монголии летом и осенью. Также дефицит капусты, моркови, мяса птицы, молока, яиц, - отметила Шагдарова.
Свой взгляд у нее и на рост цен: его предприниматель объяснила продуктовым эмбарго и отсутствием необходимого запаса продуктов в России.
Депутат Народного Хурала Бурятии Александр Попов поинтересовался, есть ли у «Здорового питания» сертификаты, подтверждающие экологичность продукции.
- Мы были на вашем предприятии. Оно заслуживает одобрения, совершенно правильный тренд. Вы в своем выступлении назвали свою продукцию экологически чистой. Возникает вопрос - какой орган сертификации сертифицировал вашу продукцию и по каким стандартам? Это сегодня один из самых слабых моментов в России. У вас есть все возможности одними из первых в республике позиционировать себя как производителя органически чистой продукции, если вместе мы пройдем все эти пороги, связанные с сертификацией, - обратился к Индире Шагдаровой депутат.
Директор предприятий ответила, что считает продукцию экологически чистой на основании того, что выполняет все требования к надлежащему хранению продукции и закупает все необходимое.
- На самом деле это не так, да? – спросил, смеясь, Вячеслав Наговицын.
Александр Попов решил рассказать о том, как оконфузился перед иностранцами в таком же вопросе.
- В свое время у нас был проект Европейского союза - производство органической продукции в Байкальском регионе. Мы выезжали в Италию, смотрели в Австрии, как это производится, сертифицируется и продвигается на рынок. Когда они к нам приехали, мы через каждое слово говорили, что угощаем их экологически чистой продукцией. Они - люди воспитанные. Потом через некоторое время они попросили, чтобы мы показали информацию по сертификации по стандартам - европейским, российским, мировым. Что нам оставалось делать... У нас разработан закон об органическом и сельском хозяйстве, но он не принят. В России не стандартов, органов, занимающихся сертификацией. Есть предприятия, к примеру, «Азбука вкуса», которые находят возможности для сертификации и продвижения, и их товары стоят на 20% дороже, чем обычная продукция.
Глава Бурятии поручил минсельхозу проработать вопрос с сертификацией в Бурятии.
- У нас отсутствует система сертификации экологически чистого продукта в России вообще. Поэтому появилась идея - министерству сельского хозяйства проработать этот вопрос. Мы можем первыми быть в этом вопросе, - распорядился глава Бурятии.