По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за последние тринадцать лет число стран, имеющих государственную политику в области Комплементарной медицины, выросло более чем в два раза, а регулирующих лекарственные средства растительного происхождения в полтора, и составляет 119 стран. Все это привело к тому, что на Всемирной Ассамблее здравоохранения была утверждена стратегия ВОЗ в области комплементарной медицины до 2023 гг., важной частью которой является интеграция комплементарной медицины в национальные программы здравоохранения. В качестве примера предлагается взять страны, где проводятся масштабные научные исследования в этой области: Китай, Индию, Японию, Корею, Америку, Германию, Швейцарию и других.
Что касается нашей страны, то в таких регионах как Бурятия, Калмыкия, Тува, а также на Дальнем Востоке, традиционная восточная медицина имеет многовековую историю. Например, тибетская медицина в своей «ученой» монастырской форме стала активно распространяться в Монголии, среди калмыков и на территории этнической Бурятии в период формирования единой национальной медицинской школы в Тибете, т.е. с XVII в., и, как одна из десяти классических буддийских наук, преподавалась на медицинских факультетах крупных бурятских монастырей-университетов (дацанов). Тибетская медицина уже в начале XVIII в. была широко распространена среди бурят, а со второй половины XIX в. и среди русских жителей Забайкалья, которые часто обращались за помощью к бурятским ламам. Также калмыцкие и бурятские монахи обучались медицине в монастырях Тибета.
Несмотря на успехи в изучении и богатой истории практики комплементарной медицины, ее потенциал в нашей стране очень сильно недооценен и, более того, сложились неблагоприятные правовые условия для ее развития: само понятие «традиционная медицина» выведено из правового поля, отменено лицензирование медицинских услуг, основанных на методах традиционной и народной медицины; для методов традиционной медицины, разрешенных к применению в здравоохранении, не разработаны порядки и стандарты оказания медицинской помощи. Исчез правовой статус у гомеопатических аптек, а порядок регистрации гомеопатических препаратов приравнен к фармакологическим, что делает их регистрацию практически невозможной. Не определен порядок допуска к медицинской практике иностранных специалистов, использующих методы традиционной и народной медицины. На федеральном уровне не только не улучшаются, но усложняются условия научного изучения методов комплементарной медицины. В 2009 г. был закрыт Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики и лечения Росздрава, а созданный затем НИИ традиционной медицины в Российском национально-исследовательском университете имени Пирогова самоликвидировался. Отметим, что статья 50 ныне действующего ФЗ «Об охране здоровья граждан» называется «Народная медицина», но о традиционных системах медицинского знаниях в ней не упоминается вовсе. Необходимо подчеркнуть, что основы теории и практики традиционных медицинских систем, таких как аюрведа, китайская медицина, тибетская медицина и другие, зафиксированы в собраниях текстов и потому открыты для научного изучения.
Вторым принципиальным моментом является то, что препараты, предложенные этими системами, это многокомпонентные составы, в которых количество ингредиентов может достигать более двух десятков, и при их изготовлении сырье проходит специальную обработку для усиления фармакологических свойств и преодоления токсичности отдельных компонентов. Этим традиционные медицинские системы отличаются от народной медицины, в которой отсутствует методология, знания и навыки, полученные эмпирическим путем, не систематизированы, не имеют канонической основы, а для врачевания применяются простые сочетания трав. Одной из традиционных восточных медицин является китайская медицина. Документы по ее развитию в Российской Федерации подписаны по итогам ряда встреч на высшем уровне между Россией и Китаем. Чтобы сделать эффективные, безопасные и столь востребованные методы и средства Комплементарной медицины доступными для пациентов, прежде всего, необходима разработка соответствующей нормативно-правовой базы.
В Государственной Думе в рамках Комитета по охране здоровья сформирован Экспертный Совет по совершенствованию законодательства в сфере комплементарной медицины, который я возглавляю. Мы активно работаем с Министерством здравоохранения Российской Федерации, совместно с которым создана и действует Рабочая группа по вопросам Комплементарной (традиционной) медицины. В феврале 2014 г. Комитет Госдумы по охране здоровья провел Круглый стол «Правовое регулирование и перспективы развития традиционной, народной и восточной медицины в Российской Федерации», в работе которого приняли участие представители более 25 регионов страны. Ведется работа над концепцией государственного регулирования традиционной восточной и народной медицины, которая будет охватывать многие аспекты – от подготовки специалистов и разработки порядков оказания медицинской помощи до вопросов упрощения регистрации и сертификации средств и методов комплементарной медицины. Мы планируем провести Первый международный Конгресс по традиционной (комплементарной) медицине в странах Шанхайской организации сотрудничества, приурочив его к планируемой в июле встрече глав государств в Уфе, одной из основных целей которого является обмен опытом взаимодействия с современной медициной в странах ШОС.