«Тоска» итальянского композитора Джакомо Пуччини – это сплав политических авантюр и любовных интриг. Действие разворачивается во времена первых завоеваний Наполеона. Главная героиня – Тоска – способная к самопожертвованию ради безумной любви, проживает на сцене настоящую трагедию. Два других ярких образа – благородный, мужественный, романтически мечтательный Каварадосси и злобный, коварный и жестокий Скарпиа.
Впервые за 65 лет
Впервые «Тоска» ставилась на сцене Бурятского театра оперы и балета в 1950-м году. Спустя 65 лет улан-уэнской публике вновь представят постановку – на языке оригинала с титрами на русском.
- Можно говорить о том, что многие поколения бурятских певцов исполняли эту оперу. Она всегда занимала важное место в репертуаре театра. Работу по его восстановлению мы планомерно ведём после реконструкции 2011 года, – отметил на традиционном правительственном брифинге 30 марта министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков.
Для воплощения одного из самых масштабных проектов нынешнего театрального сезона в столице Бурятии приехал творческий коллектив из Мариинского театра – режиссёр-Юрий Лаптев и дирижёр Леонид Корчмар, а также главный художник Донецкого национального академического театра оперы и балета, заслуженный художник Украины Сергей Спевякин.
«Творческий рост замедляется»
Команда из Мариинского театра осталась довольны результатами совместной работы с бурятскими артистами. Так, Леонид Корчмар признался: он уже не ощущает себя сторонним наблюдателем того, что происходит в бурятской национальной опере.
- Считаю, мне повезло, что я вношу посильную лепту в возрождение замечательных традиций бурятского театра. Они всем известны. Все мы знаем имена, – рассказал Корчмар. – В театр пришли новые молодые певцы, очень талантливые. Мне кажется очень плодотворным сотрудничество с монгольскими артистами, я вижу, как в хоре появились новые лица.
Впрочем, не обошлось и без замечаний.
Конечно, есть какие-то проблемы. Театр музыкальный, объединяющий оперу и балет, базируется на оркестре. Мне кажется, что в то время, как остальные творческие коллективы театра растут, творческий рост оркестра немного замедляется из-за проблем с комплектованием. Есть некоторые позиции, которые надо «заполнить». Пользуясь случаем, я хотел бы привлечь внимание к этому вопросу. Это проблема в какой-то мере финансовая, – заметил дирижёр Мариинского театра. – Небольшие деньги, но они могли бы дать импульс театру и укрепить его позиции.
Каждая из трёх основных партий требует вокального и сценического мастерства. И артисты Бурятского театра оперы и балета, уверен Леонид Корчмар, справились с этим на «отлично».
- Очень трудно найти, например, достойного Скарпиа. Очень трудно найти Тоску. Это всё единичные экземпляры. Редкие исполнители на должном уровне выдерживают эти партии. И вот неожиданный сюрприз: в Бурятском театре у нас есть три Тоски. Меня это поразило, – признался Корчмар. – Есть три Каварадосси, три талантливых тенора. Несколько Скарпиа. О чём это говорит? О том, что театр на подъёме и что он способен решать очень сложные и серьёзные задачи. И я жду серьёзного художественного результата.
«Великолепные артисты»
Достаточно высокую оценку бурятским артистам дал и режиссёр-постановщик оперы Юрий Лаптев.
- Я очень благодарен, что мне дали возможность сотрудничать с этим легендарным коллективом. Я благодарен своим коллегам, с которыми сейчас тружусь и работаю. Великолепные артисты. Великолепный, удивительный состав солистов, которые, помимо того, что обладают хорошими голосами, очень отзывчивы и работают с большим энтузиазмом, – поделился он. – Театр, безусловно, знаменитый. И то, что после реконструкции он начинает снова набирает обороты, начинает возрождаться – замечательно. Но театру надо помогать.
Лаптев раскрыл и некоторые детали постановки.
Мы хотим сделать и предъявить публике свой взгляд на эту историю. Думаю, сейчас она очень своевременна, потому что помимо того конфликта, который заложен в сюжете между персонажами, есть ещё одна тема, которую мы хотим сделать лейтмотивом всего спектакля. Это тема проникновения в мир зла, причём в глобальном смысле этого слова, – пояснил режиссёр-постановщик.
Имя исполнительницы партии Тоски создатели спектакля пока не раскрывают. Известно, что на репетициях задействованы народная артистка Бурятии Мария Корбенкова, молодая солистка театра оперы и балета Наталья Юргина и исполнительница из Монголии О. Уянга. Премьера спектакля запланирована на 2-3 апреля. Продолжительность спектакля – 3 часа. Стоимость билетов составит от 250 до 700 рублей.