И им это удалось. В результате суд обязал Гусиноозерскую больницу выплатить супругам компенсацию морального вреда в размере 1 миллиона 700 тысяч рублей. Пять лет, которые Наталья и ее супруг ухаживали за тяжелобольным сыном, были настоящей битвой за его жизнь. Попутно им приходилось делать все, чтобы следствие по их делу не остановилось. Чтобы ориентироваться в законах и защищать свои права, молодая мама выучилась на юриста.
Травма при родах
Находясь в положении, Наталья исправно посещала женскую консультацию, делала все необходимые анализы. Прогнозы беременности были хорошими. Девушка поступила в родильное отделение Гусиноозерской больницы 9 февраля 2010 года, но схватки не начинались в срок, и через день врачи решили, что пора вызывать искусственные роды.
- Ребенок был очень крупный – четыре килограмма, - рассказывает Наталья. – Во время родов врачи применили травмоопасный для плода метод Кристеллера (акушерский прием, искусственное выжимание плода из родовых путей давлением на матку через переднюю брюшную стенку роженицы в направлении сверху вниз рукой акушера, запрещен в 1992 году. – Прим. ред.). В истории родов они, естественно, не написали, что применяли этот метод. При проведении экспертизы выявлен ряд других грубых нарушений.
В итоге новорожденного с гипоксией поместили под аппарат искусственной вентиляции легких.
- Когда сына перевезли в отделение патологии новорожденных ДРКБ в Улан-Удэ, мне сказали об его инвалидности, - со слезами вспоминает Наталья. – Как это возможно? У меня были благополучная беременность, идеальные анализы, но родила я тяжелобольного ребенка. После выписки мы активно занялись его здоровьем, я делала массажи и верила, что он еще может поправиться. Но, видимо, у нас был очень тяжелый случай.
«То, как в роддоме обращаются с роженицами, отдельная история. «Ты кто вообще такая? Иди в платное отделение – там тебя будут облизывать!» - так со мной разговаривала заведующая родильным отделением, стоило мне обратиться за помощью. 18-летней девушке, которая лежала в том же отделении, тоже досталось: «Малолеткой залетела, а теперь здесь кричишь!». Раньше мне казалось, что роддом - это «святая святых». Сегодня пациент абсолютно не защищен».
Не давала покоя следователям
В марте 2010 года супруги Ивановы написали заявление в Следственный комитет. Находясь в отпуске по уходу за ребенком, Наталья решила поступить на юридический факультет по специализации «Гражданское право», чтобы отстоять права своей семьи без помощи юристов, берущих за работу немалые деньги.
- Это могло хоть как-то отвлечь меня от постоянных переживаний и, конечно же, было полезно, - рассказывает девушка. – Быть хорошим юристом - это значит уметь находить нужную информацию. Все это время я обходилась без адвоката, читала приказы Минздрава, находила судебную практику по подобным делам.
Через некоторое время Наталья снова позвонила следователям, чтобы узнать, как продвигается ее дело. Но оно по-прежнему не сдвигалось с места.
- Тогда я написала жалобу на сайте Минздрава, и через месяц пришел ответ из Росздравнадзора по Бурятии. В нем говорилось, что проведено служебное расследование, которое подтвердило вину врачей. Позднее пришел ответ от министра здравоохранения республики о том, что, действительно, в первом периоде родов произошла ошибка. Врачам сделали выговор и лишили выплат по родовым сертификатам. Я просто настаивала на своем, пытаясь добиться справедливости, и 29 ноября 2010 года дело возбудили. Но, несмотря на то что вину врачей признали, до сих пор никто даже не позвонил, просто по-человечески не извинился.
Весной прошлого года Гусиноозерский районный суд принял решение вернуть дело прокурору на дополнительное расследование, так как в действиях заведующей родильным отделением имелись признаки состава преступления по халатности. Также требовалось установить именно прямую причинно-следственную связь между действиями (бездействиями) врачей и наступившими последствиями. На сегодняшний день получена судебно-медицинская экспертиза, которая эту связь установила.
- Затем я подала гражданский иск. Ответчики вели себя в суде безобразно, смеялись и не хотели признавать вину. Говорили, что сумма иска непомерно велика для них. А как же 16 часов адских родов, пять лет мучений моего сына и утраченный мною заработок? В итоге мы потеряли нашего ребенка, жизнь которого была для нас бесценна, - говорит Наталья.
О том, как им с супругом приходилось переживать те пять лет, ухаживая за беспомощным сыном, Наталья не хочет вспоминать.
- Единственное, что могу сказать: наш мальчик научил нас многому – терпению, состраданию и упорству... - говорит она.
P.S.
Самое возмутительное в этой истории то, что на момент трагедии и судебных тяжб Гусиноозерскую больницу возглавлял человек, по своему статусу обязанный соблюдать законы. В 2010 году главным врачом Гусиноозерской районной больницы была избранный депутат Народного Хурала Светлана Будаева. Она член партии власти «Единая Россия», имеет почетные звания заслуженного врача РФ и РБ. После повторного избрания в Хурал Светлана Будаева перешла на работу в Комитет по социальной политике республиканского парламента. Этот комитет «прославился» в 2014 году скандалом. Коллеги-депутаты обвинили руководство Комитета по социальной политике в подлоге законопроектов перед голосованием по бурятскому языку. Руководство комитета Александр Стопичев и его зам Светлана Будаева неубедительно опровергали это обвинение на специально созванной пресс-конференции.