Рабочего рудника ОАО «Бурятзолото» вывезли на окраину села и жестоко избили. А когда он потерял сознание, скинули в заледеневший подвал, где удерживали на протяжении нескольких часов. С 35-летнего механика по ремонту самоходного оборудования требовали полторы тонны солярки, к которой у него был доступ на его рабочем участке.
Когда от избиения вымогатели перешли к угрозам навредить семье и двум маленьким детям, мужчина сдался. Андрей Роговских пообещал, что выдаст им подотчетный ему ГСМ. По данному факту органами полиции ведется доследственная проверка. Местные жители и администрация золотодобывающей артели «Бурятзолото» единодушно уверены: проблемы можно решить, только если в поселке будет постоянно находиться участковый. А в идеале – пост полиции. МВД Бурятии перекрыло основные каналы нелегальным нефритчикам в Баунте и Оке. Теперь транзитным пунктом для добытчиков камня-окатыша стала Ирокинда.
Мы временно
Построенный благодаря появлению золотодобывающей артели «Ирокинда» поселок затерялся между высоких гор в глухой тайге. Природные красоты впечатляют. Хотя до райцентра Таксимо всего 60 километров, чтобы добраться до него, нужно преодолеть бездорожье и горный серпантин на высоте свыше 1600 метров через Южномуйский хребет. Каждая поездка для автовладельцев - испытание. Узкая разбитая дорога, витиеватые повороты, опасные спуски и подъемы. В поселке свой уклад, без спешки и суеты, как говорят сами местные «на большой земле». Работа артельщиков по графику. Лишь школа и детсад в центре поселка вносят оживление. Здесь живут с оговоркой «мы временно». Однако из временного поселок уже давно превратился в постоянную точку на карте района.
Гостей не ждал
Андрей Роговских на руднике «Ирокинда» с 2012 года. Сначала работал вахтовым методом. Когда предложили работу на постоянной основе и предоставили жилье, перевез семью из Красноярского края. О нем коллеги отзываются как о спокойном, надежном человеке. 12 марта мужчина находился дома с 8-летней дочерью и 6-летним сыном. Супруга лежала в больнице в Таксимо. Время близилось к первому часу ночи, когда в дверь постучали. В дверях - трое мужчин. Один из них - рабочий с рудника. Не подозревая ничего плохого, Андрей вышел поговорить и сел в их «Жигули». С незначительного повода визитеры перешли к требованиям: «Нам нужно полторы тонны солярки».
- А я им говорю: ну и что, кто вы такие. Тогда они сказали: сейчас узнаешь - и рванули. Я же не буду на ходу выпрыгивать, - рассказывает он.
Этот автомобиль местным жителям хорошо известен. После случая с Андреем Роговских машину видели в момент совершения другого преступления
В подвал головой
Его вывезли за поселок к реке и стали избивать, сопровождая угрозами.
- Били, кидали в какой-то металлический лоток типа корыта. Стали угрожать: у тебя тут семья, дети, ты смотри, - вспоминает он.
Угрозы подействовали. Однако у вымогателей возникла проблема с грузовой машиной для вывоза солярки. Андрея привезли в какой-то дом и заперли в подвале.
- Когда все стихло, я дотянулся рукой, приподнял крышку и вылез, они, видно, услышали, закричали, снова били, а потом столкнули, - говорит потерпевший.
Он упал головой на заледеневший пол подвала, высотой около двух метров. Потерял сознание. Очнулся, когда вымогатели потребовали выбираться и вытолкали на проселочную улицу. В полубессознательном состоянии он добрел до дома. Дети, обеспокоенные долгим отсутствием отца, не спали. А увидев его окровавленное лицо, в испуге заплакали. Выйти на смену он не смог.
У потерпевшего еще видны следы побоев на лице и теле
Не дадим в обиду
- Утром мне доложили, что не вышел механик. А когда сообщили, что его избили местные, выехали к нему домой, - рассказывает и.о. директора рудника «Ирокинда» Владимир Синкин. – Он находился в подавленном состоянии, в шоке. Совершенно не хотел ничего говорить. Повсюду кровь.
Андрея Роговских увезли в местную амбулаторию, оказали первую помощь и вызвали полицию. Руководство «Бурятзолото» взяло все расходы по лечению на себя. Для оказания ему правовой помощи наняли опытного адвоката.
- Ну как я своего работника отдам на произвол судьбы местным. Я даже не знаю, как их назвать - банда или шайка. Он уволится, приедет другой. И беспредел продолжится? Сегодня он, завтра я, послезавтра еще кто-то... Если им дать почувствовать, что мы слабы, не способны за себя постоять, так и будет продолжаться, - считает Владимир Синкин.
"Если им дать почувствовать, что мы слабы, не способны за себя постоять, так и будет продолжаться", - считает Владимир Синкин
Он отметил, что рудник «Ирокинда» в «Бурятзолото» - единственная артель, где им приходится соседствовать с местным населением. Причем большая их часть когда-то работала на руднике. Уволены из-за нежелания соблюдать строгие требования трудовой дисциплины. Пробиваясь временными подработками на нефрите, не прочь и прихватить с объектов золотоносного рудника.
- Воруют все! Кабели из наших штольн, запчасти для большегрузных «Уралов», продукты ...Ирокинда в 90-х годах застряла с полутюремными понятиями. Люди не развиваются, не понимают, что на большой земле все меняется, - говорит директор рудника.
Подозреваемых отпустили
Прибывшие следователи установили подозреваемых и задержали. Ими оказались трое местных жителей. На следующий день отпустили, разъяснив, что нет оснований для их ареста. Освобождение обидчиков мужа Елена Роговских обжаловала в прокуратуру.
- Потому что опасаемся. Андрей лежал в больнице, ночью к дому подъехала та же машина и стояла. Возможно, запугать хотят, не знаю, - рассказывает взволнованная женщина.
По этой причине детей забрали дедушка с бабушкой в Красноярск.
- Мой муж жив, слава богу. Но успокоятся ли они?! Поселок-то маленький, - говорит Елена.
Сейчас Андрей в Улан-Удэ проходит дальнейшее обследование и лечение. В полиции сообщили, что в его деле точка еще не поставлена.
- Уголовное дело будет квалифицировано и возбуждено после того, как будет поставлен окончательный диагноз потерпевшему, - сообщили в МВД РБ.
Как с гуся вода
Жители Ирокинды недоумевают, как обидчикам Андрея, известным всей Ирокинде криминальными подвигами, все сходит с рук.
- Отделываются какими-то штрафами, условными наказаниями. Все им как с гуся вода. Неужели нельзя от них оградить? – возмущаются люди.
В поселке считают, что им нужен участковый, который жил бы в поселке. Как было раньше до 2005 года.
- Бытовых преступлений стало бы меньше, алкоголизма, вон напьются и гоняют по поселку. А все потому, что безнаказанно. Кто их может наказать и пресечь? Пока участковый приедет из Таксимо, пройдет около трех часов, - жалуются люди.
Обеспокоены местные и тем, что с прошлого года через Ирокинду караванами едут добытчики нефрита. А поселок стал перевалочной базой для сомнительных пришлых.
- Говорят, какие-то криминальные структуры из Иркутска, Улан-Удэ, были даже китайцы, живут в заброшенных домах, - рассказывают поселковые.
Марина Медведева, секретарь-референт ГП «Таксимо»:
- Если раньше приезжали, минуя Ирокинду, сейчас прямо здесь живут. А ведь опасно. У нас добывают золото, у нас возят пенсию на машинах. Где и какой план созреет у этого криминального мира. Именно в этот год обстановка осложнилась. Нужен участковый обязательно! Баунтовский перекрыли, везде стоит ОМОН. Естественно, ринулись все в Ирокинду. Вот солярку с рудника пытаются добывать.
Ирина Иванова, директор СОШ поселка Ирокинда:
- Все трое участников – наши выпускники. Жаль, что так получилось. 20 лет живу здесь. Есть на руднике ЧОП, оно не имеет права встревать в какие-то происшествия. Видно, люди у нас думают, что полиции нет, отсюда и вседозволенность. Причем все думают так: меня не касается, мы же уедем скоро. А что жизнь здесь проходит, не замечают.