Нехватка денег и кадров
- В других регионах при меньшем количестве занимающихся в десятки раз выше результаты по спортивным достижениям. Условно говоря, у нас 200 занимающихся и 10 медалей, а в другом городе 125 занимающихся, а медалей порядка 140. Система спортивной подготовки у нас существует на бумаге, в реальности же не работает, - обозначил проблему руководитель исполкома бурятского отделения ОНФ Игорь Марковец.
Директор СДЮСШОР №11 Иван Козырев рассказал об основных проблемах спортивной школы.
- Сегодня подготовка спортсменов в РБ требует изменений: взаимодействие республиканского агентства физической культуры и спорта со спортивными учреждениями слабое; спортсменов тренируют энтузиасты. С выездами ситуация намного сложнее: если есть деньги – есть тренировки. Поэтому необходимо сформировать государственное муниципальное задание с учетом затрат на тренировочную и соревновательную часть, - предложил он.
Однако сегодня у школы олимпийского резерва отсутствуют полномочия по осуществлению спортивной подготовки, поэтому сформировать новое муниципальное задание невозможно. Действующее же задание направлено на формирование массовости и не предполагает выезда на соревнования, хотя школа олимпийского резерва обладает полномочиями по осуществлению спортивной подготовки на всех уровнях.
Грядущие спортивные реформы
- С 1 января 2016 года все ДЮСШ должны определиться по каким программам они будут работать – заниматься либо массовым спортом или подготовкой спортсменов высокого класса, - сообщил директор СДЮСШОР № 11.
Также с 2016 года деятельность по реализации образовательных программ подлежит лицензированию. Ранее выданные бессрочные лицензии сохраняют силу до 1 января 2016 года. Программы спортивной подготовки лицензированию не подлежат, так как разрабатываются в соответствии с федеральными стандартами.
По словам сопредседателя регионального штаба ОНФ в Бурятии Виктории Колмаковой, сегодня наблюдается «нехорошая коллизия» – за 4 года структуру подготовки спортивных кадров должны были перевести из сферы образования в сферу физкультуры. Но этого не произошло.
Училище олимпийского резерва как панацея
Ряд участников экспертного совещания высказался за создание в Улан-Удэ училища олимпийского резерва.
- Мы готовим резолюцию, чтобы при формировании министерства спорта и молодежной политики рассмотрели вопрос о создании училища олимпийского резерва, - сказала сопредседателя регионального штаба ОНФ в Бурятии Виктория Колмакова.
По мнению Игоря Марковца, возрождению регионального спорта поможет открытие училища олимпийского резерва.
- Во вновь создаваемом министерстве спорта должен быть центр спортивной подготовки, республиканская олимпийская школа, училище, а опираться все это должно на школы олимпийского резерва и на детско-юношеские спортивные школы, - отметил руководитель исполкома бурятского отделения ОНФ.
О самом училище олимпийского резерва рассказал директор республиканского многоуровневого колледжа Сергей Перинов.
Училище олимпийского резерва было создано в 2007 году, существовало три года, затем было объединено с профессиональным лицеем и образован многоуровневый колледж.
- Мы занимаемся подготовкой олимпийского резерва, обеспечиваем выезд на соревнования, питание, можем принимать на учебу молодых спортсменов, не выполнивших норматив кандидата в мастера спорта. Есть проблема с финансированием. Но оттого, что переведем учредителя из муниципалитета в республику или из одного министерства в другое, объем финансирования не увеличится, - отметил Перинов.
Замдиректора ДЮСШ №6 Татьяна Никитина в ответ на жалобы привела примеры достижений спортсменов других регионов.
- Омичи за 2014 год завоевали 149 медалей, из них три олимпийские. Екатеринбург – 179 медалей, Улан-Удэ – всего 10 медалей за 2013-2014 гг.
По мнению Никитиной, за 3 года работы училища, самым успешным его выпуском стал первый.
- В 2007году выпустились 37 человек, 26 из них сдали на мастера спорта, 10 – кандидаты в мастера спорта, один сдал на первый разряд. Выиграли 2 первенства мира, 3 первенства Европы, стали призерами 15 международных соревнований.
Замдиректора ДЮСШ №6 далее заявила, что считает работу многоуровневого колледжа неэффективной:
- На 226 человек в 2014 году выделен 31 млн рублей, в 2015 году выделено 32 млн. Студенты и преподаватели пользуются всеми льготами, но не показывают результаты в спортивной деятельности и не выполняют основную функцию. Нам сегодня нужно определиться с задачей – готовим либо учителей физкультуры, либо профессиональных спортсменов.
О создаваемом минспорта
Сергей Перинов поделился своим взглядом на новую структуру – министерство спорта.
- У нас совещания проходят по 5-6 раз в год, но где фактическая работа? Нужно структурированно подходить к подготовке, мы сегодня забыли методику подготовки и выезжаем на ветеранах, нет молодых тренеров. Если мы создадим минспорта, вольем туда миллиард, у нас появятся чемпионы?
По его мнению, в республике нужно создать спортивную школу-интернат, которая станет хорошей базой тренировок.