Общество
2198

Предприятия Бурятии неохотно принимают на работу «трудных» подростков

Депутаты Народного Хурала рассматривают законопроект «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан», призванный легализовать уже существующее трудоустройство подростков. В республиканском центре занятости уверены, что эти меры позволят снизить уровень преступности среди несовершеннолетних жителей Бурятии

Фото russianstock.ru

Согласно документу, подростки в возрасте от 14 до 18 лет смогут получить работу на предприятиях и в организациях с численностью более 15 тысяч человек. Установленная квота – 3% от среднесписочной численности работников, но не менее одного рабочего места. Она не распространяется на органы государственной власти и местного самоуправления, организации, находящиеся в стадии банкротства, а также общественные и религиозные объединения.

Предотвратить преступность

Инициатором законопроекта, напомним, выступило правительство республики. Его главная цель, по словам замруководителя республиканского агентства занятости населения Николая Пивоварова – снизить уровень напряженности и повысить конкурентоспособность подростков на молодежном рынке труда.

- Это позволит обеспечить дополнительные гарантии занятости молодежи из социально незащищенных слоев населения в возрасте до 18 лет. Трудоустройство подростков также является важным звеном при профилактике детской безнадзорности, преступности и наркомании, – сообщил Николай Пивоваров на заседании круглого стола в Народном Хурале 14 апреля.

Как пояснил он, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляются субсидии на возмещение затрат, связанных с трудоустройством несовершеннолетних. Правительство компенсирует расходы не только на зарплаты, но и на неиспользованный отпуск – в объеме не выше минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента.

ЖКХ и строительство

Большинство подростков, проживающих в республике, трудятся в сфере ЖКХ и строительства. Они также занимаются благоустройством территорий, садоводческими работами, ухаживают за животными, работают курьерами и секретарями. За три года на предприятиях во всех районах Бурятии было установлено 179 квотируемых рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних. В итоге 479 из них получили работу. Это как дети из малообеспеченных (157 человек) и многодетных семей (145 человек) и сироты (10), так и состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних (143) и ОВД (36).

Николай Пивоваров добавил, что благодаря трудоустройству несовершеннолетних удается решать ряд проблем.

- Работа способствует приобретению трудовых и профессиональных навыков, позволяет решать проблемы профориентации, – подчеркнул он.

Вместе с тем службам занятости приходится сталкиваться с определенными сложностями. Так, далеко не у всех подростков есть паспорта, а у тех, кто состоит на учете в ОВД, как правило, нет желания работать. Предприятия и организации республики (опять же не все) также не стремятся к сотрудничеству с «трудными» детьми. Сегодня на учете в районных и городских комиссиях по делам несовершеннолетних состоит 1600 детей. Между тем, уровень преступности среди подростков, за исключением некоторых районов Бурятии, в 2014 году снизился на 6%. Власти надеются, что благодаря ликвидации безработицы этот показатель улучшится. В агентстве занятости даже предлагают внедрить систему наставничества. Правда, для этого потребуются дополнительные финансовые вливания.

- Закрепление наставника за подростком позволит урегулировать воспитательный и трудовой процесс на предприятии, – уверен Пивоваров.

«Хуже беременной женщины»

Надо отметить, что в ходе заседания круглого стола мнения собравшихся по поводу поправок в республиканский закон разошлись. Так, отдельные руководители предприятий выказали недовольство порядком квотирования рабочих мест.

- Вы же не спрашиваете, могу я или не могу? Вот тебе квота – и вперед. В этом вся и причина. Никто со мной не договаривался. Привели, бросили и всё, – возмутился председатель совета директоров ОАО «Молоко Бурятии» Юрий Тармаев.

Он посетовал, что несовершеннолетние работники не могут отличить токарный станок от фрезеровочного.

- За три года через нас прошли 28 человек. Самый маленький стаж – четыре дня работы, самый большой – четыре месяца, – заявил Юрий Тармаев.

По его мнению, перед трудоустройством несовершеннолетние должны проходить обучение на профильных курсах. Присматривать за «трудными» подростками, которые могут просто не явиться на работу, работодатели тоже не стремятся.

- Во-первых, мы его ни наказать не можем: он хуже беременной женщины. Возишься с ним как не знаю с кем. Отдельно регистрировать надо, отдельно табелировать, кормить. Отдельная спецодежда, – добавил Тармаев.

А вот директор ООО «ЖЭУ-2» Никонор Шалтыков инициативу властей о квотировании рабочих мест, наоборот, поддержал.

- У нас работали дети из неполных семей, находящиеся в трудном финансовом положении. Одна из наших бывших сотрудниц поступила на бюджетное место на экономическом факультете, – сообщил Никонор Шалтыков. – Надо увеличивать квотирование.

Начальник УФСИН по Бурятии Алексей Кочетов отметил, что многие подростки идут работать от безысходности. Многие из тех, кому удалось трудоустроиться, хорошо зарекомендовали себя на рабочем месте.

- За первый квартал 2015 года для 15 несовершеннолетних продлили испытательный срок, еще на 11 человек были возложены дополнительные обязанности, – рассказал он.

В итоге собравшиеся решили принять законопроект за основу. Однако, по мнению председателя комитета Народного Хурала по социальной политике Александра Стопичева, он требует доработки. В ближайшее время состоится еще одно заседание круглого стола, в ходе которого, возможно, в документ будут внесены дополнения и уточнения.

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях