Фермеры и простые жители в районах Бурятии не торопятся проводить чипирование сельскохозяйственных животных – несмотря на то, что оно стало обязательным еще два года назад.
Между тем, этот вопрос обсудили 16 апреля на совещании по подготовке сезонных полевых работ.
Устройство для слежения
Напомним, с 2013 года хозяева лошадей и крупного рогатого скота обязаны помечать их специальным электронным чипом. Тогда власти отмечали, что эти устройства не только застрахуют сельскохозяйственных животных от краж, но и позволят предотвратить распространение среди них заразных болезней. Также с помощью электронного идентификатора можно без труда определить, чье животное поедает траву на чужом поле и кому, собственно, предъявлять претензии.
Чипы, которые вводятся подкожно (в область шеи или ноги) при помощи специального аппликатора, представляют собой электронные устройства диаметром 1,2 мм. и длиной около 12 мм. Они содержат информацию о 15-значном уникальном номере, который невозможно перепрограммировать, а также дополнительные сведения, необходимые самому владельцу и ветеринарным врачам. Принцип действия у чипа тот же, что у ключа для домофона или электронного ярлыка для одежды: данные считываются через особый сканер при помощи радиочастотных методов. Установка чипа обходится владельцам скота примерно в 150 рублей – в зависимости от вида идентификатора. В правительстве отмечают: сумма не такая уж и большая. Однако по каким-то причинам хозяева не торопятся чипировать животных.
«Проблемные» лошади
В ходе совещания глава Кабанского района Сергей Савватеев отметил: если в летний период борьба с крупным рогатым скотом, который пасется на чужих землях, ведется, то с лошадьми проблема стоит по-прежнему остро.
- У нас в районе свыше 2000 голов лошадей. Очень много жалоб по травам. Мы предлагаем все-таки вернуться к рассмотрению вопроса об обязательном чипировании, – подчеркнул Савватеев.
Глава Бурятии Вячеслав Наговицын отметил, что эта проблема обсуждалась на уровне Народного Хурала.
- Что произошло, почему нет этого закона? – обратился он к министру сельского хозяйства Дабе-Жалсану Чирипову.
- Работа ведется на уровне районов, – сообщил глава Минсельхоза.
- Нет, подождите. Мы договорились, что принимаем закон об обязательном чипировании всех домашних животных без исключения, даже если это кошка, попугайчик. Неважно. Коровы, овцы – все-все-все. Определили Управление ветеринарии как контролирующий орган, выделили средства из бюджета, чтобы закупить чипы. У нас все есть, почему работа не ведется? – не останавливался глава.
В ответ министр заявил: работа в районах ведется, однако многие владельцы скрывают реальное поголовье лошадей.
- Можно выявить, у кого сколько скота в подворье, посмотреть потом по хозяйственной книге и все в порядок привести, – сказал он. – В этом плане главы и руководители хозяйств на местах должны работать, чтобы этот вид скота был поставлен на учет, – сказал господин Чирипов.
Великая опасность
Вячеслав Наговицын дал поручение министру и комитету Народного Хурала по земельным вопросам и аграрной политике подробнее рассмотреть вопрос о чипировании.
- Значит, наш закон несовершенен, раз он не работает. Должна быть какая-то ветеринарная полиция, чтобы проводить обследование. Это очень просто делается: есть специальный прибор, который определяет, есть чип или нет, – пояснил глава. – Я сейчас говорю даже не про травы: если чипа нет, то животное не состоит на учете и не обслуживается ветеринарами. И это для нас великая опасность. Получается, хозяин ставит под угрозу все население. В Управлении ветеринарии должно быть подразделение, которое бы контролировало исполнение закона.
Между тем за уклонение от проведения процедуры владельцев животных хотят карать рублем.
- Чтобы был эффект, нужно ввести штрафы. А для тех, кто чипирует, должны быть меры поощрения, – добавил глава Бурятии.
«Сам иди и паси»
Вернувшись к обсуждению вопроса о животных, которые уничтожают чужие посевы, Даба-Жалсан Чирипов сообщил: в районах республики нет специальных мест для выпаса.
- Получается, хозяин выгоняет утром, вернется скот или нет, неизвестно. И это как раз работа глав сельских поселений, – отметил министр.
- Нет, неправильно, – поправил его Вячеслав Наговицын. – Это как раз несовершенство нашего закона. Он работает не на селянина, а против него. Вы где-нибудь видели за границей, чтобы скот просто так по улице ходил? А почему мы все это не хотим сделать. Пастух должен быть обязательно. Нет пастуха, не заключили договор – пожалуйста, сам или и паси. Нет вопросов. Но животное без пастуха – это нарушение действующих правил.
Кроме того, добавил глава, необходимо уточнить порядок содержания домашних животных.
- Закон работает только когда есть меры поощрения и меры наказания за нарушения. Если мы не дадим этот инструмент главам, они не будут бегать за скотиной. Как вы это себе представляете? Глава побежал утром, чтобы выгонять животных с полей что ли? Он должен давать распоряжения. И все должно сработать, – объяснил Наговицын.
В ответ министр заявил, что хозяева сельскохозяйственных животных сознательно уклоняются от чипирования.
- Они снимают с себя всякую ответственность. Вышел скот на трассу, произошла авария по вине владельца – никто не сознается, что это его животное, – заметил Даба-Жалсан Чирипов.
Если будут приняты соответствующие поправки в республиканский закон, то уже с 1 января 2016 года владельцев скота будут штрафовать за отсутствие электронных идентификаторов.