С 1 марта зарплата работников ЛВРЗ выросла на 2,6%. К такому показателю после долгих переговоров с представителями профсоюзов пришло руководство «Локомотивных технологий».
ООО «Локомотивные технологии» - крупная компания, которая курирует большой сектор в железнодорожной отрасли страны. Она осуществляет руководство сервисным локомотивным холдингом, который объединяет ряд предприятий, обслуживающих подвижные железнодорожные составы, в том числе и локомотиворемонтные заводы ОАО «Желдорреммаш». В составе последнего находится и Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод (ЛВРЗ). С тех пор как «ЛокоТех» осуществляет свою деятельность, перед компанией встал ряд актуальных задач, которые требуют незамедлительного решения. Одной из них для нового собственника стала индексация зарплат для своих работников. И здесь руководство управляющей компании столкнулось с рядом финансово-экономических проблем.
Кризис
Для любого работодателя важно сохранить приемлемый паритет между доходами и расходами компании. Не является исключением и «ЛокоТех». Однако в 2014 году существенное влияние на финансово-хозяйственную составляющую управляющей компании оказал кризис, который дестабилизировал не только отдельные отрасли, но и всю экономику страны в целом. В одном из интервью генеральный директор УК «ООО «Локомотивные технологии» Алексей Белинский рассказал, что в конце 2014 года уровень рентабельности Группы компаний «ЛокоТех» значительно снизился, а предприятия ОАО «Желдорреммаш» показали даже убыток (туда, напомним, входит и улан-удэнский ЛВРЗ). В новых условиях компания вынуждена перестраиваться, искать новые подходы в производстве, минимизировать расходы, но при этом сохранять прежнее высокое качество оказываемых услуг.
Кризис сказался на всей железнодорожной отрасли. Он затронул и основного заказчика холдинга – ОАО «РЖД». По сообщению РБК, прибыль РЖД от перевозок в 2014 году сократилась в годовом исчислении на 9,76% — с 43,631 млрд рублей до 39,372 млрд рублей. Чистый убыток РЖД превысил по итогам 2014 года 44 млрд рублей. Главной причиной роста убытков компании стала девальвация рубля. Это, в свою очередь, не могло не сказаться на рентабельности сервисного локомотивного холдинга «ЛокТех», для которого компания «РЖД» является основным заказчиком.
Сегодня РЖД не готовы платить за количество ремонтов, как это было ранее. Теперь оплата услуг производится исключительно за реальную работу исправного локомотива – километры пробега магистральной машины или часы маневровой и хозяйственной работы, - пояснила нашей газете управляющий директор по персоналу и организационному развитию ООО «Локомотивные технологии» Наталья Плетенецкая. – Таким образом, падение объема грузоперевозок напрямую уменьшает пройденное расстояние отдельно взятого локомотива, а это значит, что отодвигается во времени его плановое техническое обслуживание на наших предприятиях. В связи с этим компания недополучает финансовые средства, в том числе и на оплату текущих потребностей, таких как повышение зарплат пропорционально изменению индекса промышленных цен.
Индексация
Дело в том, что, когда «ЛокоТех» только перенимала бразды правления над предприятиями ОАО «Желдорреммаш» и ООО «ТМХ-Сервис» от ОАО «РЖД», со всеми трудовыми коллективами был заключен так называемый коллективный договор. Согласно этому документу, собственник среди прочего также обязуется повышать заработную плату своим сотрудникам два раза в год. Показатель индексации зависит от данных Росстата, а также от роста цен на промышленную продукцию в отрасли. В текущем году это порядка 10 - 11%. Однако на деле получились меньшие цифры - 2,6%. Именно настолько выросли зарплаты у работников с 1 марта 2015 года. Ясно, что такое положение дел вызвало недовольство в первую очередь у первичных профсоюзных организаций, в том числе и на улан-удэнском ЛВРЗ.
Но на деле эти цифры – результат долгих дискуссий между руководством холдинга и профсоюзными организациями, представляющими интересы рабочих, а также влияние общего состояния экономики в России.
Переговоры
В условиях кризиса компания вынуждена искать новые подходы не только в технологических и финансовых процессах производства, но и пересматривать внутренние социальные затраты.
Не могло это не затронуть и вопрос индексации зарплат. Из-за этого на первоначальном этапе рассматривался вопрос повышения зарплат рабочих «Желдорреммаша» и «ТМХ-Сервис» всего на 1%. Это вызвало негодование среди представителей профсоюзов.
Решение об установлении размера индексации было принято после длительных переговоров с работодателем. Изначально работодатель предлагал индексировать зарплаты на 1% для рабочих и 0,3% – для инженерно-технического и управленческого персонала, - рассказал «Информ Полису» председатель ППО ООО «ТМХ-Сервис» и ОППО «Желдорреммаш» Николай Данковцев. – Но на последующем совещании профсоюзного актива этот документ вызвал резко негативные отклики. Проводились неоднократные встречи с профсоюзным комитетом и руководством «Локомотивных технологий».
В итоге консенсус был достигнут – это те самые 2,6% индексации зарплат. В ходе переговоров представители профсоюзов внимательно изучили финансовые отчеты деятельности компании.
Стало очевидно, что бессмысленно увеличивать фонд оплаты труда в убыток компании, - сообщил Николай Данковцев. – Если бы мы настаивали на более высокой индексации, то это привело бы к росту убытков сервисного локомотивного холдинга. Не в наших интересах выполнять роль «похоронной команды» для бизнеса в целом.
Кроме всего прочего, высокая индексация зарплат могла стать палкой о двух концах. Если повысить зарплату одним, то при сохранении прежнего объема бюджета холдинга или его уменьшении пришлось бы прибегнуть к сокращениям на местах. Тогда как приоритеты компании, как неоднократно заявляли ее функционеры, - это сохранение максимально возможного количества рабочих мест. Потому как «ЛокоТех» несет не только экономическую, но и социальную ответственность перед своими работниками и их семьями. Не секрет, что ЛВРЗ является одним из градообразующих предприятий бурятской столицы. В этих условиях сокращение штата работников может негативно сказаться на социальной картине города и в то же время разрушит технологичную цепочку кадров на предприятии, что повлияет на конечное качество оказываемых услуг.
Как отмечает руководство «ЛокоТех», индексация в 2,6% проведена в соответствии с коллективным договором и является результатом согласования позиций с профсоюзами, о чем говорит подписанный совместный протокол. Размер индексации, с одной стороны, определяется ростом цен в промышленности, а с другой - она должна происходить в рамках установленного бюджета компании.
Коллективный договор мы не намерены оспаривать, но траты по нему будем более внимательно контролировать, для чего создаются специальные комиссии по социальным вопросам, куда, помимо представителей работодателя, в обязательном порядке теперь входит и представитель профсоюза, - сообщила Наталья Плетенецкая.
К слову, в самих РЖД индексация уровня зарплат работников составила чуть большую цифру – 3,7%. Но изначально этот показатель планировался более высоким - 5,1%. Снижение заранее запланированного зарплатного индекса в РЖД тоже является следствием макроэкономического влияния кризисного времени.
Работа
В сложившихся условиях компания «ЛокоТех» вынуждена вносить коррективы в свою финансово-экономическую деятельность для того, чтобы обеспечить сервисным локомотивным предприятиям, входящим в холдинг, дальнейшее развитие. Положение компании на фоне других предприятий реального сектора экономики имеет ряд внешних преимуществ. Это, например, рассчитанный на 40 лет контракт с РЖД. Ведь пока будет жива экономика, будут перевозиться грузы и доставлять их, соответственно, будут локомотивы. А без сервисного обслуживания эффективная эксплуатация поездов невозможна.
Также компания обладает и хорошим внутренним ресурсом. Это рабочие и инженеры, которые трудятся каждый день на заводах. В дальнейшем «ЛокоТех» планирует разработать систему поощрения своих работников и внедрения новых высокоэффективных методов производства. А это невозможно без налаженного диалога между руководством и рядовыми сотрудниками. Так, 16 апреля была проведена «горячая линия», в рамках которой любой работник предприятия ООО «ТМХ-Сервис» мог позвонить, напрямую задать вопрос руководящему составу холдинга или же внести свои предложения. А это говорит о том, что компания готова к позитивным изменениям в непростых условиях современного рынка.