Бывший главный архитектор города, заслуженный строитель Бурятии и генеральный директор ООО «Творческая мастерская «Улан-Удэархпроект» Павел Зильберман зачитал его на расширенной коллегии республиканского Минстроя 22 апреля.
- Комментарии, я думаю, излишни, – отметил он в своем выступлении. – Никогда не пойму, зачем в городе, имеющем согласованный и утвержденный генеральный план и проекты планировок почти всех территорий, надо проводить экологическую экспертизу отдельного жилого дома, детского сада или школы?
Ускорить принятие
Он также прокомментировал поправки в федеральный закон, регулирующие отношения в области охраны Байкала, которые вступили в силу с июня 2014 года. Напомним, согласно этим нововведениям, все хозяйственные объекты Байкальской природной территории (от Читы на востоке до Черемхово Иркутской области на западе) перед строительством или реконструкцией должны подвергаться обязательной экологической экспертизе. Проектная документация объектов должна предоставляться в Главгосэкспертизу России и Росприроднадзор, а ведомства, в свою очередь, будут принимать решения о возможном делегировании полномочий по организации и проведению госэкспертизы на территориальный уровень. Уже не раз высказывались предположения, что принятый в июне закон может привести к негативным для экономики Бурятии последствиям.
Впрочем, в апреле 2015 года профильный комитет Госдумы одобрил вариант смягчения требований экологической экспертизы для всех трех регионов – Забайкалья, Бурятии и Иркутской области. Ключевая позиция проекта заключается в том, что проведение экологической госэкспертизы необходимо ограничить пределами Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. На остальных участках размещение, строительство и реконструкция объектов должны вестись на общем основании, без дополнительной экологической экспертизы.
Павел Зильберман призвал власти республики ускорить этот процесс.
- Бумага лежит, проект закона есть. Дело в том, что как соавтор и разработчик одного из российских законов об архитектурной деятельности, я хорошо знаю, сколько времени проходит с момента разработки закона до его принятия и насколько содержание принятого закона не соответствует его первоначальным решениям, – отметил он. – Поэтому мы просим Министерство строительства совместно с правительством республики в дополнение к уже проделанной большой работе как можно быстрее добиться положительного решения очень болезненной для нас проблемы. Или мы и дальше будем мотаться между Красноярском и Москвой, теряя время, деньги и здоровье. В Красноярске на одну из экспертиз по нашему объекту ушло почти два года. Причем никаких замечаний по существу проекта не было – только формальные зацепки.
По его словам, эксперты жалуются на загруженность.
- И потому делают все, лишь бы отмахнуться от работы и не допустить ее до экспертизы, затянуть ее, – добавил архитектор.
«Это же издевательство»
Павел Зильберман также поддержал предстоящие структурные изменения в Министерстве строительства и модернизации ЖКК и Министерстве транспорта Бурятии. Напомним, изначально планировалось, что одно ведомство займется строительством новых объектов, а второе возьмет на себя решение вопросов, связанных с энергетикой, связью, транспортом, ЖКХ и т. д., то есть речь шла о перераспределении полномочий. Позднее глава Бурятии предположил, что вместо двух этих министерств может появиться одно новое.
- Я не знаю, чем завершится начатый процесс оптимизации структуры нашего правительства. Но считаю совершенно правильным и необходимым предложение о выводе из сферы деятельности нашего министерства работу с ЖКХ. Я никогда не понимал, даже когда работал заместителем министра, зачем на Минстрой дополнительно возложили такую сложную, специфическую отрасль, оставив при этом мало возможности для того, чтобы заниматься строительством, – заявил Павел Зильберман. – Особенно это видно по состоянию дел в области проектирования. А ведь большинство проблем, возникающих в ходе строительно-монтажных работ – это, как правило, результаты недоработок, допущенных в ходе проектирования.
В то же время он высказал опасение, что оптимизация повлечет за собой ликвидацию отдела архитектуры, градостроительства и территориального планирования.
- Это может привести к полной потере возможности нашего общения с правительством и министерством в целом, снижению внимания министерства к проблемам архитектуры и градостроительства, – отметил Павел Зильберман.
Также он затронул проблему порядка проведения конкурсов на разработку проектов.
- Сплошь и рядом кто-то где-то решает, сколько времени надо на проектирование, сколько надо заплатить за эту работу. Утверждает это у себя в министерстве или в Хурале и только потом рассылает в проектные организации запросы, чтобы мы представили расчет стоимости своих работ, – отметил Зильберман. – В результате в конкурсной документации указываются совершенно нереальные сроки работ, а максимальная стоимость проектирования в три-пять-десять раз меньше той, которая рассчитывается по действующим расценкам. А затем в тендере делается приписка: «Стоимость установлена согласно выделенным средствам». Ну, послушайте, это же издевательство – по расчетам стоимость пять миллионов, а заложен один и написано, что больше денег не дали. Зачем тогда имитацию этого конкурса делать?