Таково мнение общественника и неравнодушного жителя Бурятии Геннадия Климова, который на протяжении многих лет изучает тревожную тенденцию падения уровня воды в священном море.
- Я уже направил письмо главе государства с предупреждением, что через 3 - 4 года, максимум 5 лет, Байкал может стать бессточным водоемом, - так начал свой разговор исследователь, который поделился тревожными наблюдениями.
Бурятия без воды
Однако сначала обратимся к общеизвестным фактам. Уровень Байкала неуклонно катится вниз. Уже пройдена критическая отметка. Только на прошлой неделе уровень воды в священном море упал до отметки 455,87 м. Это на 13 см (!) ниже предельно допустимой нормы. Тревожно звучат сообщения о непрекращающихся пожарах на кабанских торфяниках. Напомним, этот район затянуло дымом из-за постоянно тлеющих болот. Экологи уже обратили внимание на странные пожары на кабанских болотах. Возгорание торфяников говорит о том, что болота высохли настолько, что для воспламенения хватило малейшей искры. А ведь Кабанский район считается достаточно влажным. Не лучше ситуация в Прибайкальском районе. Жители деревень жалуются на то, что им приходится рыть сохнущие колодцы на все большую глубину.
Вместо тайги - «лунный ландшафт»
Геннадий Борисович Климов уже много лет плотно занимается проблемой иссушения озера.
- Я вижу, что в Бурятии происходят недопустимые и даже кошмарные вещи. И развиваются они с катастрофическим ускорением. У нас исчезают водоемы. Раньше отговаривались – мол, цикл засухи. Я считаю, что дело в другом, - уверенно заявил Климов.
Вырос Геннадий Борисович в леспромхозе, расположенном в хоринском поселке Зун-Хурай.
- Уже тогда я заметил тревожные симптомы. Там, где вырубали тайгу, исчезали ручьи и маленькие речки. На моей памяти в 60 - 70-е годы возле Зун-Хурая пересохли ключ Шулунтин-Горхон, речки в пади Барун-Хурай и распадке Зун-Хурай. Исчезли Жибаревский, Черепановкий и Хадасунский ключи, два Ойнурских озера. В 70-е годы после рубки тайги пересох замечательный ключ Эхин-Хурай. И все в радиусе всего 8 км от одного нашего поселка! – с горечью рассказал Геннадий Климов.
Все это случилось тогда, когда рубка тайги велась под строгим присмотром, было лесовосстановление, работали специальные службы. А с 90-х годов по нынешнее время, по словам исследователя, в лесах начался настоящий кошмар.
- Повсюду бесконтрольные рубки, везде черные лесорубы! – восклицает Геннадий Климов. – Достаточно пролететь на самолете или вертолете над тайгой, чтобы убедиться в том, что практически вся территория республики превратилась в одну большую деляну. А там, где рубить уже нечего, местность превратилась в пустоши. Несколько лет назад за поселком Звездный был сосновый бор. Сейчас там один «лунный ландшафт».
28 вместо 5!
Еще в 2011 году исследователь стал обращаться в различные ведомства и службы с предупреждением о том, что если не будет прекращен экспорт круглого леса, гибель экосистемы республики неизбежна.
- Я брал данные из различных районов Бурятии. Связывался со знакомыми, расспрашивал специалистов. Из Кабанского района мне сообщили, что из-за падения уровня Селенги омуль перестал заходить в протоки. В селе Красный Яр сказали, что в колодцах не хватает воды для насосов. Александр Сумкин из Кики рассказал, что раньше колодцы у них были глубиной 5 - 6 м. Сейчас там скважины в 28 метров! Александр Старков из Турки сообщил, что большинство речек до самого Гремячинска полностью высохли. В Кижинге было прекрасное озеро в степи. Сейчас там только осока. В Хоринском районе было два купальных озера. Они высохли! – восклицает исследователь.
Заметны изменения и в столице.
- Если ехать через Удинский мост, можно увидеть большой остров напротив горы Батарейной. Раньше этого острова не было! Еще пересохли протоки, сузилась Уда, - перечислял исследователь.
Стоит обратить внимание и на такой момент.
- На Байкале уровень воды падает с ужасающей скоростью – 1 см в неделю! Я обратился к энциклопедиям. Там сказано, что минимальный сток Байкала по реке Ангаре составляет 1200 кубометров в секунду. В 70-е годы одна лишь Селенга давала приток в 935 кубов. А ведь еще были мощные реки Верхняя Ангара, Снежная, Баргузин, тысячи мелких речушек и ручьев. Что мы видим сейчас? Уровень падает, что говорит о том, что суммарный сток рек в Байкал меньше положенных 1200 кубометров! - говорит Геннадий Климов.
Байкал станет болотом
Если ситуация не изменится, уверен исследователь, очень скоро Байкал может стать бессточным.
- Я общался со специалистами и экспертами. По самым пессимистичным выводам, за последние десятилетия пересохли тысячи рек и ручьев! А ведь все они впадали в озеро. После этого я направил письмо Владимиру Путину с прогнозом, что через 3 - 5 лет Байкал станет непроточным. Он станет болотиной! Симптомы видны - на северном Байкале то и дело выбрасывает на берег гниющие растения, - предупреждает Климов.
Эти данные подтверждены официально. В озере стала массово распространяться чужеродная водоросль спирогира. Некогда чистейшие заливы покрылись неприятной зеленой массой. Есть ряд других тревожных признаков. В озере стали гибнуть уникальные пресноводные губки, которые очищали воду в озере. По данным Лимнологического института (ЛИН) СО РАН, в зависимости от района исследований обнаружено от 10 до 100% поврежденных либо умерших ветвистых губок. Кроме того, в некоторых местах была зафиксирована массовая гибель моллюсков.
Звенья одной цепи
Еще одной напастью стали лесные пожары. С каждым годом число возгораний растет.
- Пожары - одно из звеньев цепи, - уверен Климов. – Ручьи и реки пересыхают, тайга иссушается. В результате – пожар!
Своими соображения Геннадий Климов уже давно поделился с представителями Минприроды Бурятии, экологами и учеными.
- Пока я не вижу результатов, поэтому решил известить СМИ, - сказал он. - Нужны чрезвычайные меры. В Бурятии надо срочно восстанавливать леса, нужны лесопосадки. На это дело нужно бросить все силы и средства!
Прогнозы Климова пугают. Возможно, что исследователь несколько сгустил краски. Но в целом он прав. Природная экосистема Байкала в опасности. Налицо все признаки надвигающейся экологической катастрофы. Пора принимать самые экстренные меры. Надеемся, что власти республики все-таки обратят внимание не только на следствие (обмеление озера), но и задумаются над причинами ЧП – массовыми вырубками в тайге. Может быть, пора уже вводить полный запрет на порубки леса?
Кстати
Напоминает Аральское море
Нынешняя ситуация с Байкалом до боли напоминает ЧП с Аральским морем. Напомним, что Арал – это бывшее бессточное соленое озеро в Средней Азии. До начала обмеления Аральское море было четвертым по величине озером в мире. С 1960-х годов уровень моря и объем воды в нем стали быстро снижаться. В 1989 году море распалось на два водоема — Северное и Южное Аральские моря. В 2003 году Южное Аральское море разделилось еще на две части. С узбекской стороны на месте моря образовалась пустыня Аккум. Усыхание моря повлияло на климат региона. Лето стало более сухим и жарким, зима - холодной и продолжительной. С бывшего морского дна ветром выносится пыль, содержащая морскую соль, пестициды и химикаты. Резко выросла соленость оставшегося Арала, что вызвало вымирание многих видов флоры и фауны. Арал полностью потерял рыбохозяйственное значение, закрыты порты, что привело к высокому уровню безработицы и социальной напряженности.
Скважины без воды
По данным Минприроды Бурятии, понижение уровней воды отмечено в селе Кика. В марте там не стало воды в семи частных скважинах. В баргузинском селе Максимиха очень низким уровень воды стал в 12 частных скважинах. Сигналы о таких же проблемах поступают из Баргузина, Хоринска, пригородов Улан-Удэ. Особенно заметно, что вода ушла, на примере проток Селенги и Уды. Достаточно пройти мимо любой из них, для того чтобы убедиться – воды там нет.
Впервые за 100 лет
Нынешнее маловодье на Байкале стало самым продолжительным за последние 100 лет. По данным МЧС РФ, приток воды в озеро летом и осенью 2014 года составил лишь 67% от нормы. Правительство России ввело режим повышенной готовности в Иркутской области и Бурятии.