Затрудненный доступ к финансовым ресурсам, чрезмерная налоговая нагрузка и постоянные проверки контрольно-надзорных органов – проблемы, с которыми чаще всего приходится сталкиваться предпринимателям Бурятии. Таковы результаты опроса, проведенного среди представителей малого бизнеса.
Как сообщил 30 апреля на заседании Совета по улучшению инвестиционного климата уполномоченный по правам предпринимателей в Бурятии Анатолий Дашиев, кредиты для местных бизнесменов остаются практически недоступными из-за особенностей существующей в республике банковской системы.
- Ситуация, в принципе, понятна. Мы – заложники системы, когда есть только один свой региональный банк, остальные – это восемь филиалов и 238 структурных подразделений. Они связаны кредитной политикой головных банков и нам очень сложно что-либо с этим сделать, – пояснил Анатолий Дашиев.
Налоговое бремя
Что касается налоговой нагрузки, заметил омбудсмен, власти республики сегодня делают все возможное для ее снижения.
- Предпринимаются, на мой взгляд, беспрецедентные усилия исполнительной и законодательной власти по облегчению налогового бремени, хотя, может, не все резервы еще задействованы, – подчеркнул он.
По мнению бизнес-омбудсмена, соответствующие меры необходимо предпринимать и на федеральном уровне, поскольку в России до сих пор не созданы равные условия для отечественных и иностранных инвесторов.
- Например, по законодательству, дивиденды, получаемые иностранным инвестором, облагаются налогом по более высокой ставке (15%), чем доходы российских (13%), – рассказал Дашиев. – До текущего года они вообще составляли 9%. НДФЛ для иностранцев составляет 30%, доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в России через постоянные представительства, облагаются налогом на прибыль по ставке 30%. Поэтому федеральный уполномоченный (по правам предпринимателей – прим. авт.) намерен поставить этот вопрос в своем докладе президенту России в конце мая. И при реализации наших полномочий по совершенствованию законодательства по инвестиционной деятельности эти «шероховатости» налогового законодательства можно было бы нивелировать за счет наших преференций.
Бизнес-омбудсмен предложил подключить к этой работе органы местного самоуправления.
- Координатором здесь выступает министерство экономики. Определенные результаты уже достигнуты. Но действительно ли любой инвестор, обратившийся к местным властям, получит все разрешения и согласования в установленные сроки? Пока еще сказать об этом трудно: слишком велика зависимость этой работы от человеческого фактора, – рассказал Анатолий Дашиев. – Ко мне как к уполномоченному каких-либо обращений по этому вопросу не поступало, но это еще не значит, что потенциальные и реальные инвесторы не могут встретить в наших органах власти или местного самоуправления нарушение требований инвестиционных стандартов, а по существу – нарушение своих законных прав и интересов.
Усиленное давление
Напомним, в середине февраля на расширенной коллегии Роспотребнадзора Анатолий Дашиев призвал ведомство ослабить давление на малый бизнес. По сути, это было его первое публичное выступление в защиту прав предпринимателей Бурятии. Тогда омбудсмен отметил, что из-за права проводить внеплановые проверки без предварительного уведомления за 24 часа фактически уничтожит малый бизнес.
- Это, по сути, не просто поставить малый бизнес на колени, а уничтожить его, – заявил омбудсмен.
В своем выступлении на заседании Совета 30 апреля Анатолий Дашиев уделил особое внимание именно этому вопросу.
- В своем послании, которое было оглашено на последней сессии Народного Хурала, вы высказали предложение, что уполномоченному вместе с прокуратурой необходимо отработать механизм пресечения попыток незаконного давления на бизнес со стороны контролирующих органов, – обратился он к главе Бурятии Вячеслав Наговицыну. – Я должен сказать, что по существу эта работа ведется: 30% предложений со стороны контрольно-надзорных органов о проведении плановых проверок не встретили понимания в прокуратуре и были исключены из плана. Я думаю, это положительное явление.
Секвестировали проверки
Впрочем, и сами контрольно-надзорные органы, по его словам, не стремятся «кошмарить» малый бизнес.
- Они с пониманием относятся к этим вещам. Я достаточно тесно работаю с Управлением Роспотребнадзора. При согласовании проверок на 2015 год они были готовы секвестрировать их количество. А после того, как прозвучало послание президента, в котором говорилось, что не нужно докучать бизнесу, Управление Роспотребнадзора сократило число плановых проверок еще на 150 объектов. На самом деле, вопрос это непростой и требует тщательной проработки с прокуратурой республики и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют такие полномочия, а также с республиканскими и муниципальными службами контроля и надзора.
Анатолий Дашиев внес предложение: провести совещание с участием всех заинтересованных структур и предпринимателей на республиканском уровне и обсудить на нем вопросы, связанные с проведением проверок.
- Тогда можно будет делать выводы, насколько они эффективны и, с другой стороны, насколько ответственно предприниматели относятся к соблюдению обязательных требований, в каких отраслях и видах бизнеса выше риск для безопасности жизни, здоровья и благополучия населения, – заметил Дашиев.
«Жалуются, что идут гуськом»
Глава Бурятии Вячеслав Наговицын заявил, что жалобы бизнесменов связаны не столько с самими проверками, сколько с их периодичностью.
- Они жалуются не на проверки вообще, а что проверяющие гуськом целый год идут. Просят: «Поставьте, в конце концов, в график нас», чтобы в этом месяце проверили и чтобы потом предприниматель мог работать спокойно, – рассказал Вячеслав Наговицын. – Они содержат целые комнаты, чайные сервизы, чтобы поить и кормить проверяющих. Говорят: «Одни освободили – другие смотрят, что комната свободна и заходят в эту комнату, занимают ее». Ну так же нельзя работать. Наши проверяющие научились уже все в рамках закона делать: вы сейчас не найдете ни одну структуру, которая нарушила бы это. Потому что за них сразу спросили.
По мнению главы Бурятии, в ежегодных проверках смысла нет.
- В конце концов, была хорошая идея – перейти на техрегламенты и в большей степени переложить ответственность на самих производителей. Они должны отвечать за пожарную, санитарную безопасность. И эти регламенты есть, и с их принятием можно было бы проводить проверку не раз в год, а раз в пять лет. И если что-то за это время произойдет – уже уголовная ответственность. А у нас что получилось: техрегламенты приняли, а количество проверок не уменьшилось, – возмутился Вячеслав Наговицын. – Я понимаю, опекать нужно там, где нет такой ответственности у предпринимателей и потому государство взяло ее на себя. Контролирующие органы тоже относятся с пониманием, они все хотят помочь малому бизнесу.
Основанием для проверки может стать либо требование прокуратуры, либо жалобы потребителей. Вячеслав Наговицын дал поручение разобраться, как формируются внеплановые проверки.
- Государство пытается плановые уменьшить и их тут же замещают внеплановые – как они образуются, почему мы их санкционируем – вот это надо понять, – отметил глава.