— Мама, нашлось место последнего боя твоего папы. Еду в Польшу, везу землю из нашей деревни, буду молиться духам. Чтобы твой отец, мой дед нашел, наконец, покой и умиротворение, — так в Улан-Удэ у могилы дочери погибшего солдата сказал Слава.
Долгие годы после войны она, Надежда Хантаевна Хабдаева (Дагаева), постоянно вела поиски своего отца, к которым подключила всех близких родственников. К сожалению, безуспешно.
Запрашивались десятки, сотни учреждений и организаций... Никакого следа. Но до последних своих дней она не успокаивалась. Искала.
Возможно, потому, что оставалась обида за своего отца и его детей: в случае получения не похоронки, а официального извещения «пропал без вести» семья фронтовика лишалась продовольственного пайка и других льгот. Пятерым круглым сиротам помогли выжить родственники и другие односельчане.
Но более всего, считает Миша Хабдаев, Надежду беспокоило состояние души погибшего отца, а также то, чтобы он знал, что его помнят как честного воина, а не «пропавшего без вести».
Лишь год назад один из правнуков наткнулся наконец-то на фамилию Хабдаев в интернет-архиве в Гочалковицах. Будучи по делам в Германии, он специально заехал в Польшу только для того, чтобы проверить, касается ли эта заметка его предка. Совпало все — имя, отчество, дата рождения...
Ханта Хабдаев погиб на границе с Германией 3 февраля 1945 года
Там также узнал, что Ханта Хабдаевич Хабдаев погиб 3 февраля 1945 года недалеко от Гочалковиц. В 1946 — 1950 годах погибших солдат эксгумировали и перенесли в общие могилы в Пшчинском парке — 11649 убитых похоронили в 320 могилах. В которой из них покоится Ханта, уже невозможно установить. Тем не менее теперь доподлинно известно, что он лежит в братской могиле, в польской земле. Его сын Миша Хабдаев, единственный оставшийся из пятерых детей, смог приехать, чтобы исполнить обряд, который буряты проводят по своим умершим.
Ханта фигурой был невелик, но задирист и характерен, как и подобает буряту. В армии он стал снайпером.
Миша похож на него. Тоже невысок и, несмотря на свои 78 лет, сохранил хорошую форму и худощавую фигуру. Может, потому, что был борцом (в весе до 65 кг), представлявшим Бурятию на всесоюзных соревнованиях. Только он и его сестра Надежда, которая была старше его на два года, получили высшее образование. Благодаря этому долгие годы был директором совхоза, начальником района.
1 ноября - это знак
Миша и Слава преодолели более шести тысяч километров, чтобы увидеть могилу Ханты. В Польшу они приехали 1 ноября. А когда узнали, что это День всех святых, посчитали это символом, знаком. В Бурятии на могилы близких ходят в первую субботу мая. В сумке у них были мешочек с землей из родной деревни Нухунур, бутылка бурятской водки, домашний хлеб. Первые шаги они направили в городской архив Пшчины, чтобы как можно больше узнать там об отце и деде. Но в архиве никакого упоминания не было.
Оказалось, что документы должны быть в Гочалковицах, около которых Ханта погиб. На кладбище они увидели ряды мемориальных досок. На одних было несколько фамилий, на других только одна, на следующей три фамилии. Но в основном на плитах ни одного имени... Поняли, что фамилии Ханты Хабдаева там не найдут. Они встали, наконец, между братскими безымянными могилами, у главного большого обелиска. Миша вынул мешочек с землей и сыпал так, чтобы она рассыпалась как можно дальше. Он плакал. Налив в рюмку, согласно традиции, они «брызгали» той бурятской водкой в разные стороны, чтобы отдать почести местным духам. Поставили на землю привезенную еду для умерших.
— Я звонил с кладбища своим родным, детям и говорил: «Я тут, где прах деда Ханты. Говори, что ты хотел бы сказать прадеду, а я буду молиться», — рассказывает Миша.
И вот так, по очереди внуки и правнуки из Бурятии и Иркутской области передавали Ханте самые теплые слова, что помнят о нем, что наконец-то обретет он покой, а его душа — умиротворение, что его нашли и что сюда приедут...
Но что сделать, чтобы на мемориальной доске было написано: «Здесь покоится Ханта Хабдаев»? В польском Красном Кресте Миша и Слава услышали, что данные солдата Хабдаева будут найдены, а на памятной плите будет вписана его фамилия. Когда они в следующий раз приедут на могилу, без проблем найдут фамилию предка.
Божена Новотняк
«Тыгодник Седлецки» №47, стр. 29, от 24 ноября 2013 года.
Перевод Валентина Литвинова — Автономия поляков «Наджея»
От редакции
28 мая 2014 года на имя Хабдаева Михаила Хантаевича пришло официальное письмо: «По сообщению Польского Красного Креста, фамилия Хабдаева Ханты Хабдаевича, 1903 г.р., погибшего 03.02.1945 г., внесена в списки воинов, захороненных в могиле №133 на советском воинском кладбище в Пщине, Парк Пщиньски, воеводство Силезское, Польша. Российский Красный Крест».