Напомним, о необходимости замены пассажирского транспорта говорили уже давно. По мнению властей, ликвидация «Истан», не соответствующих ГОСТу, должна была не только обеспечить безопасность перевозок, но и «разгрузить» дороги и избавить город от пробок. Отмечалось также, что после запрета южнокорейских «микриков» у водителей поднимется заработок, ведь сертифицированные автобусы вмещают на 6-7 пассажиров больше. Да и график работы должен был упроститься: предполагалось, что на одном автобусе смогут посменно ездить два водителя. Для приобретения дорогостоящего транспорта власти предлагали владельцам «Истан» воспользоваться лизингом на льготных условиях.
«Слишком «крутая» ставка»
На встрече главы Бурятии Вячеслава Наговицына с представителями организаций профсоюзов республики 12 мая профсоюз работников автомобильного транспорта попросил правительство оказать водителям маршруток помощь в реструктуризации банковских и лизинговых платежей.
Наговицын отметил: такая поддержка предпринимателям со стороны властей возможна, но лишь на возвратной основе.
- Почему на возвратной основе? Потому что в тариф на перевозки закладывается в том числе всё, что связано с затратами по лизингу, и амортизация самого транспорта. Было бы нелепо, если бы при высоком тарифе на перевозку мы бы еще компенсировали часть этого тарифа прямым бюджетным рублем. Да, помочь транспортникам, чтобы они могли рассчитаться с лизингом, но потом с рассрочкой вернуть – этот правильный путь, он и сейчас остается. Любой может обратиться. Но, к сожалению, должен сказать, что у нас пока таких обращений нет. Но в мэрии есть. Видимо, те, кто приобретал транспорт на самой последней, «завершающей» стадии, смогли взять кредит только под ставку 26%.
Глава пообещал оказывать поддержку должникам.
- В конце прошлого года Центробанк сделал ставку рефинансирования 17%. У тех, кто раньше брал кредиты, не должно измениться кредитное соглашение. Но поскольку сегодня мне не удалось у мэрии получить четкую раскладку, у кого какие кредиты, кому нужно помогать, а кому не нужно, мы договорились, что такую справку составят. И если необходимо, я согласен: 26% – слишком «крутая» ставка. Таким перевозчикам нужно помогать. И мы им поможем, – заверил глава.
Дорогие запчасти
Впрочем, маршрутчикам, которые приобрели сертифицированные автобусы, приходится не только гасить кредиты, но и приобретать дорогие запчасти.
- Перед лизингом водитель брал кредит на первоначальный взнос от 300 до 500 тысяч рублей. Когда ездили на «Истанах», с годами сложились и базы, и запчасти. Они были рядом, за границей. Сейчас у нас проблема – ни баз, ни магазинов, ничего нет, – рассказал председатель профсоюза работников автомобильного транспорта Игорь Сластин. – «Мерседесы», которыми все пользуются, обслуживаются в Иркутске. А за «Фиат» и «Пежо», хоть и здесь обслуживаются, с них так «три шкуры сдирают». К примеру, если фильтр в магазинах стоит тысячу рублей, то по гарантии – уже больше пяти тысяч.
Профсоюз работников автомобильного транспорта выступил с предложением – создать при главе Бурятии специальную комиссию, которая смогла бы контролировать и отслеживать вопросы, связанные с пассажирскими перевозками.
- Сложилась очень напряженная ситуация по безопасности перевозок. Профессионалов осталось мало. Люди не держатся за работу, – добавил Игорь Сластин. – Некоторые машины даже забрали банки.
В итоге было принято решение провести совещание и обсудить на нем все «наболевшие» вопросы.