Одним из педагогов-репетиторов бурятской труппы стал Вадим Писарев, звезда балета мирового уровня, лучший танцовщик мира по версии ЮНЕСКО в 1995 году и художественный руководитель Донецкого национального академического театра оперы и балета.
- Что привело вас в столицу Бурятии?
- Я в Бурятии первый раз. Конечно, очень много слышал и об озере Байкал, и о бурятской культуре. Изучал историю ламы, тело которого сейчас находится в 20 километрах от Улан-Удэ. Поработать в театре оперы и балета Бурятии меня позвал Морихиро Ивата, руководитель вашей балетной труппы.
С Морихиро я вообще очень дружу, приглашал его на фестивали в Донецке. Он танцевал у нас гопак, показал свою собственную постановку для Большого театра – «Клен», очень красиво изображая падающие листья.
- До приезда в Бурятию вы что-нибудь слышали о нашей балетной школе?
- Да, я встречал танцовщиков из Бурятии на разных конкурсах. В Фейсбуке часто читаю о бурятском театре, даже знаю, что скоро вы едете на гастроли в Японию с «Лебединым озером». Кроме того, бурятский театр неоднократно был на гастролях в Донецке. В 2007 году я ходил на спектакли и познакомился с вашей труппой.
- Как вам работа с бурятскими артистами в качестве репетитора?
- Уровень труппы хороший. У меня, как у каждого профессионала, есть свое видение, в качестве репетитора я в первую очередь делаю акцент на стопы. Над ними нужно ежедневно скрупулезно работать. Тогда и танцовщики будут получать удовольствие от вариаций. Выходить на сцену не для того, чтобы тяжело трудиться, а с чувством исполнять партию и получать удовольствие от танца.
- Морихиро Ивата говорит, что если в репертуаре театра есть «Баядерка», это говорит о высоком профессионализме труппы. Как вы считаете?
- Согласен с ним. «Баядерка» – один из пяти спектаклей, определяющих уровень артистов. Жемчужины классики – «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель», «Дон Кихот» и «Баядерка». Это классика, один из самых любимых спектаклей для балерины. Музыканты считают его примитивным произведением, но с точки зрения балета это то, что надо. Мелодия проста, но очень красива.
- Как вам Улан-Удэ?
- Гулял по городу, заходил в Одигитриевский собор. Понравилось. Улан-Удэ - своеобразный город со своим духом. Много архитектурных произведений, современные дома и старинные деревянные дома стоят рядом и не мешают друг другу. Еще хочу на Байкал. Я Водолей и потому люблю воду, а о байкальской воде очень много читал.
- Люди в вашем родном Донецке хотят, чтобы ДНР стала частью РФ, а вы сейчас чувствуете себя в Бурятии как на родине?
- Да.
- А видите разницу между людьми на Украине и здесь?
- Честно, нет. Мы всегда жили в Советском Союзе, я и в Москве, и в Киеве чувствую себя как дома. У нас менталитет общий и культуры во многом совпадают. Мне кажется, народ у вас живет очень душевный, благодарный, гостеприимный.
- Вы продолжаете работать в Донецком оперном театре?
- Я продолжаю работать и в Донецке, и в Харькове, и в Москве. Сейчас я в Улан-Удэ, а потом в Америку поеду. В последнее время стал в большей степени свободным художником.
- И Донбасс-опера тоже продолжает свою работу? Даже после того, как взрыв разрушил декорации?
- Продолжает работать. Снаряд попал в декорационный цех, сгорели декорации к «Летучему голландцу» и «Кармен». Многие артисты разъехались, уехали в Россию, в Европу. В труппе осталось 15 человек, из 140 студентов школы тоже всего 15. Но все продолжают работать.
- Люди ходят на спектакли?
- Люди нуждаются в отдушине. Хотя, конечно, есть опасность: а вдруг снаряд упадет? Сейчас вот у нас опять начали стрелять, я даже не хочу об этом ничего говорить. Невозможно работать в таких условиях, но люди работают. Нам всем очень нужен мир, театр был на таком подъеме! Но война разрушает все. Мне кажется, в войне не бывает победителей. С кем воюем? Сами с собой? Братоубийственная война.
- Как отношения с Киевским оперным театром? Вы не стали идеологическими противниками?
- Да, что-то такое есть. Мы сейчас оказались без родины, между воюющими сторонами. Тяжело. И в Киеве мы не у себя дома, работу там найти очень сложно.
- У вас было очень много различных приглашений от лучших театров. Что заставляет остаться в Донецке?
- Там родился, там дом, там живет моя мать. Всю жизнь я протанцевал в Донецке. А теперь все то, что создавали, разрушено. Но мы будем восстанавливать и ждать, когда безумие закончится.
- Что сейчас в вашем репертуаре?
- «Жизель», «Тысяча и одна ночь», «Корсар», «Шопениана», «Ромео и Джульетта». Из опер – «Богема», «Травиата» и «Летучая мышь». На новые постановки нет денег. Зарплату не выплачивают, люди работают бесплатно. ДНР платит нам, когда есть деньги, а когда нет – мы ждем. Но сейчас мы планируем гастроли по России – Москва, Ярославль, Кострома.
- В Бурятию не заедете?
- Вы так далеко! Я никогда бы раньше не подумал, что Улан-Удэ так далеко находится! Но я рад, что есть возможность познать новый край, новую культуру.
- Как началась ваша любовь к балету? Вы из семьи танцоров?
- Я с шести лет танцую. Нет, семья не балетная. Отец был шахтером, погиб. Мать деньги зарабатывала. Но старшая сестра занималась самодеятельностью, а я за ней притягивался. Она меня с собой за руку водила, потом пошла в хореографическую школу. Балет сначала был мне скучен, но потом я полюбил его за преодоление трудностей. Были очень сильные выпускники, и я хотел быть похожим на них, и даже лучше.
Знаете, я знаменит как король кабриоля вперед с большим пор де бра – посмотрите на you tube, что это такое, чтобы иметь представление. И я думал, что так все могут, но оказалось, сегодня кабриоль вперед уходит в историю. Его никто не делает потому, что это трудно, все думают, что можно обойтись. Но ведь это очень красивое движение!
- Какая у вас любимая партия?
- Самая любимая партия – Альберт из балета «Жизель». Вообще я все партии перетанцевал, какие только есть. Есть даже такие мои партии, которые я никогда не репетировал, из «Вальпургиевой ночи» и «Гопак». Просто знал порядок и импровизировал, возможно, даже издевался над образами. Захотел – остановился на полупальцах, захотел – сделал пируэт.
- А ваши дети стали продолжателями дела?
- Сын Андрей работает в Кремлевском балете в России. Ведущий мастер сцены, танцует весь репертуар. Младшая дочка еще начинает заниматься, наверное. А средняя играет в большой теннис, вторая ракетка Украины в группе до 16 лет. Сегодня у нее очень важный европейский турнир, кстати.
- Что дает вам силы для жизни и творчества?
- Когда уже немного повзрослеешь, как я, мне сейчас 50, приходишь к мысли, что все в мире не случайно.
- Вера в Бога?
- Да, конечно. Вера охраняет, оберегает. Сейчас у нас идет война, значит, надо больше молиться. Ничего другого мы не можем сделать. Идти воевать? Но против кого? Я вырос на Украине, там меня кормили и поили. А теперь нас столкнули, идет братоубийственная война.
Всегда есть возможность поблагодарить Бога. У меня была удивительная ситуация. В 1986 году я прошел конкурс, и меня, единственного из Донецка, взяли на конкурс в Америку. А тогда была «холодная война». И вдруг перед самой поездкой я ломаю руку на репетиции. Столько пройти и сломать руку за неделю до конкурса! Сейчас я понимаю, как сильно Бог меня тогда вел. Я поехал с поломанной рукой, смог пройти всю бюрократию – и медицинскую, и министерства культуры. У меня был гипс, два осколка. Снял гипс, вытянул самый последний, 86-й номер, получив шанс еще немного подготовиться. Было очень больно, этой рукой я во время танца отталкивался от пола. И в итоге получил золотую медаль. Когда ехал в Америку, денег вообще не было, а на конкурсе выиграл 10 тысяч долларов и получил их наличными. Из бедного пацана сразу превратился в богатейшего человека – я мог купить 25 машин «Волга»! И как за это не благодарить Бога? Именно этот конкурс дал мне толчок для мировой славы, я сразу стал заслуженным артистом Украины, и это в 21 год. Потом в 26 – народным артистом.
- День Победы в этом году вы проведете в Улан-Удэ, пойдете на парад на главную площадь?
- Я видел вашу репетицию 6 мая и подумал, что вы уже начали праздновать! Знаете, как в церкви, всегда перед праздником святой вечер и все начинают праздновать. Такая репетиция была грандиозная, с салютами. Очень правильно, что этот день так торжественно празднуют в Улан-Удэ. Этот праздник у нас никто не должен забирать, его нельзя просто взять и выкинуть, как сейчас на Украине. Это день со слезами на глазах, и я его чту.
Мой дед воевал, дошел до Берлина, был ранен. В День Победы он очень гордился, надевал свои ордена. Когда я был на Афоне в монастыре, один монах сказал мне: «А почему ты пишешь «за здравие» так много имен, а из умерших у тебя всего два человека? Они хоть и мертвые, такие же живые. И когда ты их вспоминаешь, они воскрешаются и тебе же помогают. Обращайся к ним, общайся». Нужно помнить людей, положивших жизнь за наше будущее, и они помогут.
Спасибо за беседу!