Судебные тяжбы «Байкальской ППК» - компании, занимающейся пригородными пассажирскими перевозками железнодорожным транспортом в Иркутской области и Бурятии, и правительства республики тянутся еще с зимы 2013 года.
Дело затянулось
«Байкальская пригородная пассажирская компания» обратилась в Арбитражный суд РБ с иском к правительству республики и министерству по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ о взыскании 24,5 млн рублей - суммы убытков, полученных в результате госрегулирования тарифов и перевозки пассажиров на электричках в период с 1 июля 2011 по 31 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Бурятии 16 июля 2013 года отказал «БППК» в удовлетворении требований. Однако федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 12 марта 2014 года судебные акты отменил.
При новом рассмотрении дела в предмет судебного исследования включили размер экономически обоснованного тарифа; наличие или отсутствие у истца расходов, обусловленных установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного; расчет требований истца.
Убыточная деятельность
7 сентября 2011 года правительство Бурятии и истец заключили договор на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Бурятии.
Перевозки пассажиров осуществлялись по тарифам, утвержденным приказом РСТ РБ от 30 декабря 2010 года.
В соответствии с договором в случае, если правительство Бурятии приняло решение об установлении тарифа ниже экономически обоснованного уровня, то в законе РБ должны быть предусмотрены субсидии на компенсацию убытков.
Поскольку применение тарифов, а также субсидии, полученные по соглашению от 28 декабря 2011 года, не покрыли фактические затраты перевозчика, «БППК» обратилась в суд с иском о взыскании убытков.
РСТ завысило тариф?
Для проверки обоснованности размера заявленных убытков по ходатайству «БППК» суд назначил экспертизу.
Согласно заключению эксперта, размер недополученных доходов истца за период с 1 июля 2011 по 31 декабря 2011гг. с учетом выплаченных истцу субсидий составил 24,5 млн рублей.
Определив размер недополученных доходов, эксперт определил размер экономически обоснованного тарифа и установил количество перевезенных пассажиров, которое в спорный период составило 717 565 человек. Рассчитал, что размер экономически обоснованного тарифа в среднем превышает установленный в 2,2 раза.
РСТ РБ на судебном заседании поясняло, что уровень тарифов рассчитан по материалам экономического обоснования, представленным Восточно-Сибирской железной дорогой – филиалом ОАО «РЖД».
Спорная сумма
«БППК» не соглашался с доводами ответчиков, что утвержденные приказом тарифы являются безубыточными или экономически обоснованными, поскольку при их установлении были использованы объемные показатели (вагоно-километры, маршруты, количество поездов) иного лица (ВСЖД).
Кроме того, в счет компенсации потерь в доходах за 2011 год минтранс Бурятии перечислил «БППК» 27,8 млн рублей.
Таким образом, своей частичной компенсацией минтранс подтвердил факт установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня. Оставшаяся без возмещения сумма потерь в доходах в размере 24,5 млн руб., по мнению «БППК», составляет размер его убытков.
РСТ, в свою очередь, настаивает на том, что уровень тарифов по материалам экономического обоснования ВСЖД рассчитан как безубыточный. При расчете тарифов на 2011 год РСТ РБ учла населенность вагонов в размере 36,4.
Правительство Бурятии поддержало доводы ответчиков. Указало, что РСТ РБ были установлены экономически обоснованные тарифы. Истец не представил доказательств того, что убытки возникли вследствие государственного регулирования тарифов.
Обязали возместить убытки
Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежат возмещению. Вред возмещается за счет государственной казны. Иск подлежит удовлетворению в полном объеме в заявленном размере 24,5 млн руб.
- Мы эту сумму не выплатили, решение суда оспариваем. В настоящее время подана апелляция, - сообщили в минтрансе РБ.
Дело федерального масштаба
ОАО «Российские железные дороги» в мае 2014 года подавало в московский арбитраж иск против министерства финансов и Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор). Сумма исковых требований составляла 4,8 млрд рублей. В 2014 году РЖД уже одержала победы в трех делах против Минфина на 17,6 млрд рублей. Иск связан с компенсацией выпадающих доходов из-за льготного тарифа для пригородных пассажирских компаний на использование инфраструктуры в 2011 году.
Напомним, с 2011 года поменялось финансирование электричек, и власти перестали полностью возмещать убытки от пригородных перевозок: за перевозки отвечают созданные ППК, финансовые планы им формируют региональные власти (теперь они заказчики перевозок), а РЖД предоставляет железнодорожную инфраструктуру и электрички и в теории должна получать вознаграждение от ППК. Но им разрешено платить монополисту 1% от этого инфраструктурного тарифа, остальные 99% приходятся на фиксированные субсидии РЖД.