Первая неожиданность – в столице Бурятии за погодой по всей науке наблюдают аж с 1835 года. 180 лет – почти юбилей, и в Международный день климата мы решили выведать все секреты улан-удэнской метеостанции. Начали с самого интересующего вопроса - где составляют прогнозы погоды в республике? Оказалось, в отделе метеорологических прогнозов. Трудятся здесь 11 человек посменно – днем и ночью. Отсюда каждые сутки расходятся прогнозы погоды, которые вы слышите потом в СМИ. Но это мы видим и слышим только финальный этап долгой работы прогнозистов-метеорологов.
Алгоритм составления прогноза
Вторая неожиданность – ради нескольких строчек прогноза погоды всего на сутки перерабатывается информация по всему миру. Глобализация у метеорологов началась давно.
1. Анализ данных у Земли
Где? В Бурятии 46 станций для наблюдения за погодой. Они разбросаны по всем районам, чтобы получить наиболее полную картину. Станция оборудована термометрами, барометрами и прочими приборами для измерения температуры, давления воздуха, скорости ветра и т.д. Техник-метеоролог оценивает количество осадков, облачность на разных ярусах и т.д.
Как? Сложность в том, что данные надо записывать каждые три часа. Круглосуточно. По всему миру наблюдатели выходят на метеоплощадки в одно и то же время по Гринвичу. Гринвичский меридиан служит началом отсчета географических долгот и является средним меридианом нулевого часового пояса, который проходит через Гринвичскую обсерваторию в Англии. Осознание, что на всей планете Земля одновременно с тобой люди делают примерно одни и те же действия, просто завораживает.
Что потом? Данные кодируют в цифры (кодировка едина для всех метеорологов мира) и отправляют в центры сбора метеорологической информации в Москву, Новосибирск, Хабаровск. Затем коды пересылаются в мировые центры – Вашингтон, Токио, Обнинск.
Сводки с разных уголков страны расшифровывает компьютер и наносит сведения о погоде на синоптическую карту (раньше эту работу делал человек). Далее на карте проводятся изобары – линии равного давления. С их помощью определяется, где расположены антициклон (высокое давление) и циклон (высокое давление). Также проводят изотермы – линии равных температур, определяемые области тепла и холода, положение атмосферных фронтов и т.д.
2. Анализ данных в воздухе
Но мало зафиксировать состояние погоды у Земли, нужно получить данные с высоких слоев атмосферы.
Где? Для этого есть аэрологические станции. В Бурятии их две – в Усть-Баргузине и Багдарине.
Как? Два раза в сутки аэрологи выпускают метеорологический зонд (шар, наполненный водородом с датчиком), который уходит в атмосферу на 30 км. Что потом? Данные зонда также отправляют в центры сбора информации, и их также компьютер наносит на карту.
Аэрологические данные позволяют определить, какие воздушные течения куда двигаются, откуда к нам идет теплый воздух, откуда холодный.
Все показатели, полученные со станций на Земле и с воздуха, обрабатываются в мировых метеоцентрах «суперкомпьютерами», которые выполняют порядка 6 млрд операций в секунду. И машина вычисляет примерное будущее положение погоды в определенных узлах географической сетки.
3. Анализ всех данных и составление прогноза
И вот самый волнительный и ответственный момент. Все данные по Бурятии, и не только, приходят в офис Бурятского гидрометцентра. На их основе наши метеорологи ежедневно составляют прогноз погоды на трое суток вперед.
Кроме того, синоптики пользуются снимками с метеорологического спутника в космосе. Чем долгосрочнее требуется прогноз, тем большую территорию нужно исследовать. Представьте, что только для того, чтобы предсказать погоду в Бурятии на сутки, нужно отсмотреть синоптическую карту всей Западной Сибири, Якутии, Забайкалья, Монголии и частично Средней Азии. Работа не основана на машинальных вычислениях, синоптик составляет прогноз погоды, опираясь на полученные данные и на свой опыт, и выверяет наиболее вероятное развитие событий. Специалист рассчитывает, откуда придет к нам воздушная масса, прогнозирует силу и направление ветра, температуру, облачность и осадки.
В конце дня, проведенного в метеоцентре, начинаешь понимать: какими бы мощными ни были отслеживающие погоду спутники и специальные компьютеры, без человеческих интуиции и опыта не обойтись.
К тому же метеорологи, как и врачи, не имеют права на забастовки. От работы синоптиков зависят воздушный и наземный транспорт, МЧС, коммунальные службы, сельхозпроизводители. Для этих сфер отсутствие точной метеорологической информации может стать причиной катастроф.
Данные о точности прогнозов проверяются в Москве
На вопросы корреспондента "ИП" ответила Цыремжит Жалсанова, начальник отдела метеопрогноза Бурятского гидрометцентра филиала ФГУ «Забайкальская ГМС»
- Чем метеоролог отличается от синоптика?
- В университете мы получили специальность метеоролога. Мы можем работать метеорологами и синоптиками. Метеоролог составляет климатические справочники, выводит статистики, в общем, изучает климат. Синоптик занимается погодой, ее прогнозами.
- Как делятся ваши рабочие сутки?
- У нас работают две смены – ночные и дневные синоптики, с 08.00 до 20.00 и с 20.00 и до 08.00. Поступающая информация должна обрабатываться круглосуточно. Утром ночной синоптик уточняет прогноз на день. Уточненный прогноз погоды может передать только радио.
- На какой максимальный период можете сделать прогноз?
- Максимум на 10 дней. На месяц погоду в Бурятии прогнозирует в Иркутске отдел «долгосрочников». Общий прогноз на сезон составляется в Москве. Гидрометцентр России дает ориентировочный прогноз на отопительный сезон, на вегетационный период – холодный будет период или теплый.
- Какие нюансы есть в прогнозах погоды?
- Некоторые не понимают, что мы даем максимальную температуру. Например, ночью даем -25, но это не значит, что так будет всю ночь, это самая низкая температура на это время суток. И холоднее всего, как правило, перед рассветом.
В России нет вероятностного прогноза, как в некоторых странах. Мы не имеем права говорить, что дождь будет с вероятностью 70%, мы даем просто - дождь.
- Верите ли вы в народные приметы, связанные с погодой?
- Нет, мы не пользуемся народными приметами. Некоторое время мы вели дневники, пытались сравнивать. Но в подавляющем большинстве случаев по приметам погода не совпадала.
- Что вы чувствуете, когда ваш прогноз не сбылся?
- Расстраиваемся, конечно. Синоптик переживает, потому что по нашим данным службы города могут привести в «боевую готовность». К тому же идет жесткая оценка нашей деятельности. Данные о точности прогнозов проверяются в Москве.
- Какие аномальные погодные явления по Бурятии вам запомнились за все время?
- В 1993 году в начале мая у нас выпало очень много снега. В 2011 году в июне был снег. Такие из ряда вон выходящие явления спрогнозировать очень сложно. Для этого у нас должна быть аэрологическая станция в городе и стационарный метеорологический радиолокатор, которых, к сожалению, у нас нет.
- За что вы любите свою работу?
- Я 36 лет работаю в Бурятском ЦГМС. И мне нравится, что погода всегда бывает разной. Да, она бывает похожей, но одинаковой - никогда. Не бывает, чтобы погода одного дня разных годов точь-в-точь совпадала. Атмосфера - штука изменчивая.
Кстати
С древности предсказывать погоду пытались по поведению животных и птиц, по облакам и ветру. В Китае император считался сыном неба и должен был предсказывать, когда будет дождь, а когда засуха. Неточный прогноз означал какие-то «размолвки» между небом и правителем. Сие императору-метеорологу грозило потерей престола. В Европе метеорология как наука начала развиваться с XVII века, когда Галилей изобрел термометр, а Отто фон Герике – барометр. В XVIII веке первая метеорологическая станция появилась в России.