Адвокаты резонансного дела согласились предоставить комментарий infpol.ru. Интересы Ильшата Иванова по уголовному делу представляют 5 защитников, в том числе и его супруга, которая была назначена по ходатайству самого обвиняемого. Напомним, в Железнодорожном районном суде Улан-Удэ продолжается судебное следствие в отношении бизнесмена, известного в определенных кругах как Садык. На скамье подсудимых еще пять улан-удэнцев. Они обвиняются в совершении грабежа, вымогательства в составе ОПГ и незаконном хранении наркотических средств.
Заседания откладываются
Материалы уголовного дела были переданы в суд еще в ноябре 2014 года. Однако, судебное следствие топчется на месте. Основная причина – невозможность присутствия в суде главного фигуранта Ильшата Иванова. Врачи улан-удэнского СИЗО, где он содержится, выдают перед каждым заседанием заключение, что подсудимый участвовать в судебных мероприятиях не может.
Ранее дважды в суд приходилось вызывать бригаду скорой помощи, которая также констатировала ухудшение его самочувствия. Последнее медицинское освидетельствование, которое было проведено Иванову по ходатайству суда, дало заключение: печеночно-клеточная недостаточность 3 степени, сахарный диабет 2 типа инсулинопотребный, а также артериальная гипертензия 2 степени.
Обратились в Страсбург
Адвокаты Ильшата Иванова утверждают, что были вынуждены обратиться в Европейский суд по правам человека. Основанием послужило нарушение допустимых законом сроков содержания под стражей. Необходимые документы защитники направили еще в январе 2015 года.
- В СИЗО он находится свыше предельного срока, по закону полтора года можно держать под арестом и продлевать можно не более одного раза. Ильшат Иванов под стражей уже свыше 20 месяцев и уже пять раз срок продлевался, - говорит один из адвокатов Олег Дымчиков. - Европейский суд четко говорит, не допускается неоднократное продление, должна быть защита от произвола. Подобные факты в российской практике есть.
Защитники признают, что процедура рассмотрения в суде Страсбурга не быстрая. Однако, считают, что иных вариантов оспорить действия правоохранительных и судебных структур нет.
Поставили под сомнение
Адвокаты указывают на постановление правительства РФ, в котором указан перечень заболеваний, препятствующих содержанию под стражей. В этом списке имеется и диагноз «печеночно-клеточная недостаточность 3 степени». Однако, вокруг данного диагноза развернулось противостояние. Органы следствия ставили под сомнения заключения врачебных комиссий. По ходатайству суда Иванову в апреле этого года снова провели обследование. Учтено было пожелание судьи изменить состав комиссии.
- Хотя состав такой комиссии утверждается приказом минздрава республики, и сколько бы раз человек не проходил ее, врачи те же, но здесь сделали исключение. Однако, суд не нашел оснований доверять. Потому что посчитал, что председатель комиссии тот же, что и в первом случае, а значит он заинтересованное лицо, - говорит адвокат Леонид Кочан.
Защитники уверяют, что это произвол уже со стороны суда.
- Даже врачи СИЗО не берут на себя ответственность, чтобы он участвовал в заседаниях, потому что понимают, если с ним что-то случится, они понесут ответственность, - говорит Леонид Кочан.
Заработал в СИЗО
По словам защитников, инсулинозависимым их подзащитный стал уже в стенах следственного изолятора. Имевшаяся ранее склонность к заболеванию проявилась в острой форме уже под арестом.
- Обратите внимание, в заключениях врачей СИЗО о том, что он не может участвовать в судебном заседании не говорится уже даже о циррозе, его состояние ухудшается из-за сахарного диабета, - говорит Леонид Кочан.
Адвокат утверждает, что в СИЗО нет штатного эндокринолога. А необходимые инъекции инсулина проводились с нарушением, о чем стало известно во время обследования.
Два пункта
По мнению адвокатов в деле Садыка есть два серьезных процессуальных нарушения, которые служат препятствием вообще для дальнейших судов.
- Это наличие неотмененного постановления о прекращения уголовного дела по факту грабежа. Следователь переквалифицировал данный факт на вымогательство. А затем снова вменил грабеж. Однако самое первое постановление так и осталось без отмены. А по закону, обвинение в данной части должны прекратить. А второе - дело рассматривается с нарушением подсудности. То есть мы заседаем сейчас в Железнодорожном суде. По закону, подсудность определяется по месту, где окончено преступление и по степени тяжести. В нашем случае, мы фактически должны быть либо в Советском или в Заиграевском суде. Это уже техническая ошибка следствия, - говорит третий адвокат Ильшата Иванова Павел Нижегородцев.
Адвокат также утверждает, что они с самого начала судебного следствия указывали на данные нарушения.
- Суд почему-то отказывается исследовать данные факты. А поэтому законный приговор суд все равно вынести не сможет. Речь не идет о доказанности вины Иванова. А о нарушениях, которые не дадут приговору состояться, - считают защитники Иванова.