После долгого стояния на нашей унылой станции Наушки и суток по бескрайним степям Монголии, первый китайский пограничный городок Эрлянь кажется оазисом. Это впечатление еще более усиливает знание того, что рядом пустыня Гоби. Нам хватило одного дня, чтобы с белой завистью подметить то, что могут перенять у Эрляня наши приграничные Кяхта, Закамна, Джида, Тунка и Ока.
Пестрая мультикультурность
Эрлянь – это китайское название от монгольского имени города Эрэн хото – пестрый город.
- Почему город называется «Пестрым»? – любопытствую у сопровождавшего нас замруководителя пресс-канцелярии Внутренней Монголии Баян Жаргала.
Вроде окружающая город природа пестротой не отличается. Оказалось, что Пестрым называется и соседнее озеро Эрэн-нур к востоку от города. Но если знать историю этого оазиса, напрашивается вывод, что пестрым многоцветьем отличалась сама история и культура Эрляня. В 1820 году в этих местах была основана почтовая станция Илинь.
В 1899 году прошла телеграфная линия Урга — Чжанцзякоу, и название Эрэн появилось на географических картах. В январе 1956 года открылось движение по железной дороге Пекин — Улан-Батор — Москва, и в апреле 1956 года образован посёлок Эрэн. Сейчас это уже город - конечная станция Трансмонгольской железной дороги. Отдельная тема - ширина колеи железной дороги. Они одинаковы в России и Монголии, но отличаются в Китае. Распространено мнение, что так строили специально на случай войны, чтобы затруднить потенциальному противнику снабжение войск в случае вторжения. Поэтому в Эрляне поездам, следующим из Монголии и России, производится замена колёсных пар.
Захолустным городком Эрлянь назвать язык не поворачивается. На его просторных, без единой соринки улицах легко затерялись бы жители 2-3 районов Бурятии. Ведь население Эрляня вместе с уездом почти 200 тысяч человек. Титульная нация – монголы, из насчитывается чуть больше 13%. Но по закону КНР все вывески обязательно дублируются на языках национальных автономий. Поэтому рядом с иероглифами присутствует и старомонгольская вязь. Впрочем, и назвать старой письменность, которой до сих пор пользуются несколько миллионов человек, тоже трудно. Не раз приходилось недобрым словом помянуть тридцатые годы, когда в Бурятии отменили старомонгольскую письменность как религиозную. А ведь еще прадедушка писал с тыловых работ Первой мировой войны письма семье этой вязью.
Монгольская «Маньчжурка»
Для монголов Эрлянь, что для россиян Маньчжурия. Одно отличие – вывески магазинов и отелей дублируются монгольской кириллицей. Повеселила вывеска «Вискын дэлгуур». Постепенно и Улан-Удэ начинает подстраиваться под монгольских покупателей. Как обычно самыми расторопными оказались владельцы магазинов, кафе и гостиниц. Их эрляньские коллеги занимаются этим уже много лет.
Впечатляют цифры: через пограничный автомобильный и железнодорожный переход Замын-Уд — Эрлянь проходит до 4 миллионов тонн грузов в год, десятки тысяч пассажиров, а доход от таможенных операций достигает десятки миллионов долларов. При этом границу, что с монгольской, что с китайской стороны мы прошли молниеносно, по сравнению с неповоротливым Алтан Булагом. Из наших товаров тут можно встретить разве что лес. Мой знакомый китайский бизнесмен даже перевез сюда родителей. Ведь, Эрлянь — это свободная экономическая зона, где три крупных лесоперерабатывающих завода. В планах база обработки сырой нефти, стройматериалов и сельхозпродукции. Отсюда в Монголию экспортируются свыше 50 видов автомашин: легковые грузовики, самосвалы, микроавтобусы, пассажирские автобусы. Так что отмена для россиян монгольских виз поможет быстрее добираться до Пекина. Дорога в Пекин через Улан-Батор, Эрлянь и Хух Хото занимает на 15 часов меньше, чем через Маньчжурию.
Ездят лечиться
Лечиться в Китае можно качественно и выгодно. Это понимают наши соседи. Больница в Эрляне имеет специальную регистратуру и персонал для пациентов из Монголии. Благо языкового барьера нет. Главный врач рассказал нам, что здесь можно пройти качественную диагностику всего за 2 часа.
Плюс Эрляньской больницы – сочетание сразу трех видов медицины: традиционных китайской, монгольской и европейской. К тому же, цены там ниже, чем в Корее и Сингапуре. Оборудование закупается за границей.
- Пока у нас был на лечении только один пациент из России – рассказывает главный врач.
Пока мы похвастать этим не можем. Но Тункинский, Джидинский и Кяхтинский районы могли бы принимать монгольских пациентов на своих знаменитых курортах и просто в районных больницах. Таких курортов как грязевой Киран или тункинские санатории в Монголии пока мало. Пример Эрляньской больницы показывает, что при желании можно и нужно зарабатывать на желании соседей получить качественное лечение. Благо язык южных бурят более близок к монгольскому и набрать персонал для общения с зарубежными пациентами не проблема. Стоит подумать о рекламе наших аршанов и больниц в прилегающих к Бурятии аймаках Монголии.
Наши мамонты против их динозавров
Конечно, такого бренда как динозавры мы в Бурятии не найдем. У нас чаще встречаются остатки мамонтов и шерстистых носорогов. Именно они топтали нашу землю в последний, меловой период 70 миллионов лет тому назад. Южным соседям повезло больше, вокруг Эрлянь-хото множество залежей их останков. Они лучше любых учебников доказывают, что на месте этих полупустынных степей росли леса со множеством озер. Хотя раскручивать себя как «родина динозавров» Эрлянь начал сравнительно недавно. Пока в лихие 90-е годы у нас строился бандитский капитализм, здесь проходили 6 крупномасштабных экспедиций. Палеонтологи и геологи из Китая, России, США и Канады нашли более 10 видов динозавров. Причем, сравнительно целых скелетов и их яиц. Грех было не воспользоваться таким историческим даром природы.
В городе появились парк и площадь, посвященные динозаврам. В 7 километрах от городка построили музей динозавров. Он поражает своей площадью и продуманностью до мелочей.
- Здесь в 1893 году, во время второй китайско-тибетской экспедиции Григория Потанина вел исследования Владимир Обручев, а в 1921 году американский ученый-палеонтолог Рой Эндрюс впервые в Азии к северу от Гималаев нашел останки гигантских рептилий. В 2002-м прошла реконструкция, что позволило расширить и увеличить экспозицию – рассказал смотритель.
Пересказать увиденное невозможно, это надо видеть. Стеклянный павильон со стеклянными полами построен прямо на месте раскопок. Обязательно найдите время и езжайте в заповедник, что в 20 километрах от Эрлянь-хото в одноименной долине. Это самое крупное по площади в Азии «кладбище» динозавров на сегодня.
- В августе 1999 года китайские ученые обнаружили здесь останки динозавра нового вида. Специалисты назвали его динозавром Нэй Мэнгу - «Внутренняя Монголия», - с гордостью говорят сотрудники музея.
В 2000 и 2001 годах специалисты музея автономного района Внутренняя Монголия обнаружили у Эрляня обширный пласт с огромным количеством скелетов и костей динозавров. Среди них крупнейший в мире птице-динозавр. Самая важная находка - скелет гигантораптора более 8 метров высотой. Найден в 2005 году. Воистину геологический парк «мелового» периода!
- Мэрия Эрляня выделяет огромные деньги на охрану раскопок и строительство павильонов на месте обнаруженных динозавров, – продолжает экскурсию гид музея.
В этом месте мы стиснули зубы, вспомнив, сколько лет у нас только говорят о строительстве Национального музея республики. А ведь тот же Кяхтинский музей располагает богатейшей коллекцией экспонатов, но стеснен в помещении. Да и кости мамонтов и носорогов в Бурятии находят нередко. Особенно хорошо сохранились скелеты этих животных на севере республики в Еравнинском и Баунтовском районах. Впрочем, кость носорога есть даже в школьном музее села Цолга. Так почему бы не взять пример с южных соседей и не открыть хотя бы небольшой музей мамонтов в одном из райцентров. Сосновоозерск – столица мамонтов! Почему бы и нет?
Ветер – поставщик электричества
Неудивительно, что и сами ворота в Эрлянь – столицу динозавров представляют две гигантские целующиеся скульптуры динозавров. Каждый - шириной 34 метра, высотой 19 метров. Пролет между скульптурами «динозавров» 80 метров. Мало того, что они крупнейшие в мире скульптуры динозавров. Они еще и копия в натуральную величину динозавра «ваньлун», второго по величине из ныне обнаруженных в мире динозавров.
Через эти ворота выезжаем по гладкой как шелк дороге в столицу Внутренней Монголии. А по обочинам еще долго сопровождают нас словно застывшие в удивлении 48 разного рода динозавров. Издалека они кажутся живыми. Несколько лет назад, они еще стояли в голой степи и это завораживало. Сейчас эти гиганты древности соседствуют с ветряными двигателями. Они – еще один наглядный пример того, как можно минусы превратить плюс. Редкий день в этом районе Внутренней Монголии не дуют сильные ветра. В прошлую поездку мы даже попали в песчаную бурю, от которой переворачивало машины, а наш большой автобус раскачивало как лодку. В этот визит мы с удовольствием отметили, что здесь ветер не только приносит неприятности, но и помогает вырабатывать электричество.