Более 70 делегатов из 15 стран собрались в БГУ на 18-м заседании Совета Университета Арктики. Впервые в Бурятии проходит международная научно-практическая конференция «Арктический диалог в глобальном мире». Почему для мероприятия выбрана именно наша республика и какие шансы она получает, объясняют ученые Николай Атанов и Александр Янтранов.
Нарастающая политическая напряженность в мире, одно из проявлений которого выразилось в санкциях Запада по отношению к России, ставит в повестку XXI-го века задачу расширения и укрепления сотрудничества со странами АТР. Участие в параде на Красной площади в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне представителей вооруженных сил Китая, Индии, Монголии, государств постсоветского пространства символизирует стремление стран-участниц Парада к сотрудничеству. Об этом же свидетельствует набирающее обороты создание Евразийского экономического союза в составе России, Белоруссии, Казахстана, Армении. На очереди Кыргызстан и другие государства Средней Азии. Евразия исторически была местом зарождения, взлетов, падений великих империй и цивилизаций. Однако к XXI-ому веку Евразия подошла не имея собственного лица, сердцевины, разрываясь между Европой и Азией. Аналогичная ситуация и с Бурятией.
Шанс для Бурятии
Политика Евразийской интеграции предполагает активную позицию регионов, прежде всего приграничных. И шанс Бурятии в этом уникальном стечении геополитических и геоэкономических обстоятельств - в том, чтобы заявить о себе как о связующем звене между Западом и Востоком. Занять нишу для реализации своего «дремлющего» потенциала в качестве моста между Россией и странами АТР, большинство из которых - буддийские анклавы, сформировать из Улан-Удэ полноценную Азиатскую, буддийскую столицу России с притягательным образом для туристов, инвесторов и потенциальных жителей. Наиболее продуктивным механизмом выполнения этой миссии является туризм.
Культурно-исторический и деловой туризм
В истории Байкальской Евразии постоянно происходили значительные события на стыке цивилизаций: зарождение скифской, гуннской, монгольской империй, внешнеполитическая борьба России и Китая за Восточную Сибирь, Дальний Восток и Монголию в XVII-XX-х веках. Именно здесь завершилось противостояние России с Китаем заключением Нерчинского и Кяхтинского договоров, окончательно сформировавших политическую карту Евразии. Богатая история, природное многообразие территории характеризуют выдающийся потенциал в развитии не только культурно-исторического, научно-познавательного туризма, но и делового. Не случайно именно наша Республика уже дважды была выбрана Советом Безопасности России площадкой для обсуждения вопросов мирового уровня, а в этом году мы принимаем международный Совет университетов Арктики, имеющий мировое научное значение для арктической территории планеты. Именно Бурятия, может стать отличной переговорной площадкой для проведения встреч руководства России и стран АТР на высшем и высоком уровнях, глав субъектов Российской федерации с внешними партнерами; для проведения международных бизнес-форумов, научных конференций и пр., что, конечно же, будет способствовать развитию узнаваемости и престижа Бурятии.
Фундаментом всей системы туристического гостеприимства Бурятии является скрупулезная проработка устойчивой идеологической составляющей сущности региона, т.е. бренда Бурятии, демонстрирующей толерантность и другие ее лучшие качества, обещающие желаемые впечатления для посетителей Бурятии.
Развитие туризма закладывает фундамент для конгрессно-выставочной функции Улан-Удэ, как места для решения вопросов регионального и глобального масштаба. А это, в свою очередь, хорошая возможность для встраивания Бурятии в международные политические и экономические процессы. Отдельно стоит отметить богатый слой нераскрытой и неиспользуемой мифологии: феномен Хамбо-ламы Итыгилова, история зарождения буддизма в России, Великие Монгольские завоевания, возможное захоронение Чингисхана в Бурятии, гуннские захоронения, история пришествия в Забайкалье русских старообрядческих общин, загадки ссыльных и пр.
Религиозно-познавательный туризм
«Дремлющий» потенциал заложен и в развитии религиозно-познавательного туризма, который поддерживается за счет духовного лидерства Бурятии в развитии буддизма на постсоветском пространстве. В Бурятии находится руководство Буддийской Традиционной Сангхи РФ, буддийский институт Даши Чойнхорлин, возрождается древняя система религиозно-философских представлений – шаманизм, тэнгрианство. И этот религиозно-познавательный компонент не поддерживается существующей архитектурой города Улан-Удэ и прилегающей местности, не отличает его от других городов Транссиба. Тем временем претендующие на всероссийский статус буддистких Мекк - Калмыкия и Тува, совместными усилиями власти, духовенства и бизнеса двигаются уверенно в этом направлении, выискивая малейшие исторические изюминки, с которыми у Бурятии другая проблема - переизбыток.
Этническая составляющая бренда Бурятии - это самая естественная и наименее затратная его основа. И многонациональные особенности Бурятии, отличающие ее от других регионов необходимо усиливать, в первую очередь, начиная от «визитной карточки» - г. Улан-Удэ с его восточным, семейским, северным колоритами и их смешением. Особый, но смешанный образ и стиль жизни должны быть представлены не лоскутно, а как можно шире: в специфичной архитектуре, культуре, в национальных одеждах, кухне, медицине, науке, образовании, во всех сферах обслуживания. Безусловно, многие элементы присутствуют, но в отдельности. Их следует объединить в стройную систему.
Действия для реализации
Итак, в дорожную карту реализации проекта, в порядке первоначального наброска, предлагаются следующие действия:
1. Для туристической отрасли задается идейный ориентир «Бурятия – территория Байкальской Евразии», который в дальнейшем наполняется богатым содержанием (оздоровительный отдых, религиозные паломничества, событийный, научно-познавательный и деловой туризм) и общеорганизационными механизмами реализации идеи бренда. В этом же направлении необходимо использовать механизмы софинансирования создания туристических объектов, например, возведение совместными усилиями монументальных памятников Будде-Шакьямуни, Чингис-хану, моринхуру, ёхору, установить молитвенные барабаны Хурдэ в общественных местах города, что подчеркнет специфику наших мест и усилит туристический эффект.
2. Формируется архитектурная стратегия, подчеркивающая и усиливающая одновременно восточный и старообрядческий мотивы
3. Определяются необходимые объекты инфраструктуры в зоне 3-х часовой доступности от Улан-Удэ. А это придорожный сервис, гостиницы и отели с широким комплексом услуг, особо привлекательные природные памятники и комплексы, санаторно-курортные базы с максимальным вовлечением местного населения в их работу.
4. Развиваются отдельные самодостаточные бренды республики, например, Бурятский государственный академический театр оперы и балеты (в Пекине есть всемирно известная Пекинская опера, посмотреть которую съезжаются туристы со всего мира), Бурятский национальный цирк (гуттаперчевые девочки с успехом выступают в Цирке дю Солей), национальная кухня (блюда бурятской кухни – буузы и т.д.), создается сеть кафе в национальном стиле, где можно представить все гастрономическое разнообразие Бурятии.
5. Осуществляется инфраструктурное и архитектурное обновление аэропорта, подчеркивающего статус особости г. Улан-Удэ как буддисткой азиатской столицы России.
Заключение
В условиях неопределенности в экономике мы должны искать дополнительные резервы для развития Бурятии. Одним из таких резервов является то, что естественным образом есть у нас: уникальное историческое сочетание культур и природы, хозяйственный уклад «этноэкономики» и искомое трудолюбие.
Идеология «Бурятия – территория Байкальской Евразии» формирует целостную картину о Бурятии с акцентом на совмещение культур Востока и Запада, привязку региона к «синему оку планеты, участку Всемирного природного наследия - озеру Байкал», поддержку Бурятией Восточной внешней политики России. Для такого разностороннего образа Бурятии все же есть возможность подобрать единый идейный символ республики как края духовного и культурного разнообразия. Одним из объединяющих символов может стать ансамбль статуй, символизирующих этническое многообразие, дополненных символами таежной, озерной и степной Бурятии. Во главе ансамбля – «Матерь Бурятия» как символ жизни, святости, вечности и тепла нашего родимого края, в словах нашего замечательного гимна «Любимая Бурятия моя! О, Мать – земля!». А наиболее подходящим местом для размещения символьных статуй представляется гора Батарейная, откуда начинался город.
PS. Авторы предостерегают читателей от одностороннего убеждения в том, что основой и венцом всей экономики Бурятии должна стать индустрия туризма. Нет, просто туризм – самое быстрое информационное средство распространения бренда Бурятии – с одной стороны, движущая сила инфраструктурного преобразования и развития продовольственного комплекса – с другой.
д.э.н., профессор Николай Атанов,
к.э.н., MBA Александр Янтранов