27 мая в Народном Хурале Бурятии состоялся круглый стол по проблемам селекционно-племенной работы и возрождению животноводческой отрасли республики. Между тем у Бурятии есть исторический шанс положительно решить данные задачи.
На сегодняшний день одной из главных задач в сельском хозяйстве является возрождение племенного объединения, которое отвечало бы за всю племенную работу. Однако к единому мнению участники круглого стола по подъему животноводческой отрасли так и не пришли. О том, что необходимо делать в области селекционно-племенной работы infpol.ru рассказал известный в Бурятии ученый-селекционер, один из авторов породы овец «буубэй» и «бурятской» породы лошадей Булат Лхасаранов.
- Я сам узнал о круглом столе случайно, но все же решил на него прийти. Хочу отметить, что на республиканском уровне давно не поднимался вопрос о селекции и племенной работе. А ведь данный вопрос давно стал большой проблемой для Бурятии. Кроме того необходимость возрождения племенного объединения так же назрела. Ведь животноводство раньше являлось основой экономики республики. Потенциал Бурятии позволяет нам успешно, на равных, конкурировать на мировом рынке с продукцией номадного животноводства и больше ни с чем, - считает Булат Бастуевич.
По словам ученого, на решении столь важной для сельского хозяйства задачи кроме Александра Попова, который также является автором овец породы «Буубэй» не были приглашены другие ведущие селекционеры республики.
- Бурятскими учеными-селекционерами на сегодня выведены три породы и один тип. Это лошадь «Бурятская», овца «Буубэй», овца «бурятская» и бурятский тип забайкальской тонкорунной овцы. Поэтому, я думаю, что решение этого вопроса без их участия в дальнейшем будет неправильным, - считает Лхасаранов.
Вообще, на круглом столе как всегда в последние годы звучали давно известные всем слова о падении сельскохозяйственного производства, нехватке кормовой базы и т.д. А итог остается все тем же, как не было в республике достатка в мясе и молоке, так и нет до сих пор.
- Не один год бурятские ученые пытаются донести до местных чиновников мысль, о том, что наши предки занимались пастбищным животноводством, разводили пять видов определенного скота, не потому что были безграмотными, темными и глупыми. Ведь для климатических условий в байкальском регионе это самый эффективный вид сельхоздеятельности. Что бы это доказать в очередной раз я сравнил соседние Тункинский район и Хубсугульский аймаг Монголии, где до сих пор развивается традиционное животноводство, которое раньше было и в Бурятии. На сегодня в Хубсугульском аймаке скота около 4 млн., а в Тункинском 20 тыс. голов. И так практически в каждом районе, - говорит Булат Бастуевич. - Ведь возникает резонный вопрос, в чем же дело? А ответ на поверхности. Мы завозим в республику импортные породы, которые просто не приживаются и обходятся очень дорого. А ведь должно быть номадное животноводство, те породы, которые адаптированы к местному климату, ландшафту и природе.
Напомним, что с 60-х годов XX века в Бурятии было взято направление к полной замене кочевой культуры на культуру оседлую. В результате бурятское сельскохозяйственное производство пошло против закона природы и экономики, стало полностью убыточной.
Поэтому, по словам ученого перед правительством и Народным Хуралом должна стоять задача восстановления генофонда аборигенного скота в республике.
- Без этого говорить о подъеме животноводства, о селекции, о племенной работе, о качестве и количестве продукции, о благополучии сельского населения просто не серьезно. То есть, генофонд является основой животноводства, селекции и племенной работы. Используя импортный скот: голландский, симментал, герефорд, меринос, датских свиней и другие породы на бюджетные средства мы вынуждены постоянно приобретать и патенты, семя, технологию, технику, оборудование, запчасти, кормовые добавки, вакцины, лекарства и многое другое. Между тем сегодня у нас есть редкая возможность, наконец, привезти на родину бурятскую аборигенную породу КРС, - рассказывает Лхасаранов.
Год назад мы рассказывали о том, что бурятский селекционер побывал на севере Монголии и нашел там ставшую уже легендарной в нашей республике «бурятскую» корову.
- Наша инициатива нашла поддержку в правительстве республики, но на покупку КРС необходимы средства. Поэтому, если в Народном Хурале проводится круглый стол по возрождению селекционно-племенной работы, то вот, есть конкретный путь решения, нужно лишь согласие парламентариев. Сегодня на доставку в республику стада КРС и селекционную работу будет достаточно и 10 млн руб., достигнуты все договоренности. Но тянуть с этим никак нельзя, ведь в соседней стране активную деятельность ведут китайцы и мы можем упустить исторический шанс, - говорит ученый-селекционер.