Чем барисаны отличаются от обоо? Как правильно делать подношения духам местности на стоянках машин в дороге? И что символизируют ступы, которые устанавливают на обоо? Ответы на эти и другие часто задаваемые вопросы в материале «Информ Полиса»
Чем барисаны отличаются от обоо?
Многие, кто выезжал из города на Байкал или в районы Бурятии, замечал на обочине дорог рощицы деревьев, украшенные разноцветными лентами: хадаками или хии моринами. Часто возле таких мест оборудованы специальные стоянки для машин с туалетом и беседками. Пример, широко известная местность Мандрик, находящаяся на горной дороге недалеко от выезда из города. Такая местность по-буддийски называется барисан, здесь обитают духи местности, в основном ответственные за безопасность на дороге. Ни в коем случае не следует путать барисаны с обоо. Как говорят ламы, обоо почти всегда отмечены субурганами (специально установленными ступами) или бумханами (маленькими деревянными домиками). Барисаны могут быть отмечены рощицами деревьев с повязанными на них лоскутами ткани либо же установленными резными столбами с символическим изображением местных духов.
- На барисанах установилась такая практика, что люди делают подношения, - рассказал Дымбрыл-багша. – Обычно подносят монетки или же рис, конфеты, брызгают чаем, молоком.
Как говорят шаманы, в этих местах обитают духи - хозяева местности и им обязательно нужно выразить почтение небольшим угощением.
- Можно бросить спичку, немного табака, зерно или рис, - рассказала заместитель председателя верховного шамана «Тэнгэри» Радна Дашицыренова.
– Лучше, конечно, остановиться и побрызгать чаем с молоком или водкой. Даже если вы проехали мимо, то можно остановиться и сделать подношение, можно преподнести в окно рис или конфетку, но без обертки.
Такие подношения следует делать, чтобы в последующем в дороге не было никаких препятствий, трудностей. Также в таких местах нужно себя вести уважительно, не надо мусорить, злоупотреблять алкоголем, ругаться или драться. Это то же самое, как если бы к вам приехали домой, раскидали мусор, подрались и уехали, не обратив внимания на хозяина. Это может обидеть духа местности, в дальнейшем обернуться проколотым колесом, блужданием или же в крайнем случае аварией. Также духи местности могут обидеться на тех людей, которые собирают преподнесенные им продукты или монетки. По сути, они забирают чужое, что может плохо сказаться на карме или же на их здоровье.
Какие молитвы следует читать на буддийском обоо?
При подношении следует произносить широко известную молитву «Ом мани падме хум». Также можно прочитать мантру «Ом-а-хум», она позволит очистить продукты от негативной энергии.
- Эта мантра очень действенна, потому что «Ом» увеличивает подношения количественно, «а» делает подношения полезными, «хум» очищает от негативного, - рассказал Дымбрыл-багша.
Что символизирует ступа на обоо?
Ступа символизирует сознание Будды, его ум. Их нельзя увидеть, но если привести в форму, то они будут похожи на ступу. Нижняя, средняя и верхняя часть символизируют разные достоинства сознания Будды, такие как знание прошлого, будущего и настоящего, непроявление в сознании отрицательных эмоций и т.д.
Правда ли, что в старые времена все обоо были местами поклонения шаманов?
Буддисты считают, что с приходом их религии духи местности, а их проявления больше всего заметны именно возле обоо, со временем были обращены в буддизм.
- Они поменяли свои взгляды, приняли буддийское мировоззрение, поэтому в обрядах обоо ламы постепенно отходят от подношений мясом или брызганья водкой, - рассказал Дымбрыл-багша.
Какой ближайший тайлган будет проводиться в Улан-Удэ?
Ближайший тайлган называется Эжин тайлган, он будет проводиться на территории центра шаманизма «Тэнгэри» 20 июня, начнется в 11.00.
- Этот тайлган направлен на пробуждение материнства, рождение детей, молитва о женском начале, - рассказала Радна Дашицыренова. – Прийти могут не только женщины, но и мужчины, они могут помолиться за матерей, за благополучие своих сестер, чтобы они замуж выходили, детей рожали.
Взять на него нужно стандартный набор для подношений: сладости (печенье, конфеты), водка, молоко, чай с молоком, рис или зерно, масло или сметана.
Почему шаманисты не имеют своих храмов или святилищ?
По шаманским традициям, обожествляя природу, люди стремились поддерживать баланс в природе и своими действиями не навредить ей. Природа была единым божественным храмом, к которому относиться надо бережно: нельзя рубить деревья у источника, передвигать камни, под которыми жили муравьи, мять траву, убивать животных больше, чем нужно для пропитания и т.д. Однако сейчас единый храм для шаманистов строится в «Тэнгэри».
- Раньше все шаманы были одиночками и камлали каждый по-своему, но наша организация поставила себе целью объединить всех шаманов, - рассказала Радна Дашицыренова.
– Это делается для единства всех шаманов, чтобы у нас было общее место для сборов. И в то же время для людей, потому что климат у нас суровый, а обряды мы проводим и в зимнее время, например на Сагаалган. Люди приходят на обряд, стоят и мерзнут на улице.
В будущем храме, как говорят шаманы, также будет устроен музей, чтобы люди знали и изучали историю шаманизма. Кроме того, шаманисты постараются собрать под одной крышей родословные всех бурятских племен и родов.
Можно ли назвать места, где боги и духи проявили себя или где они действуют «контактной зоной» между мирами?
У каждого из 13 верховных божеств, которых шаманисты называют «хатами», есть та или иная «привязка» к определенной местности.
- Если говорить о самом главном из 13 хатов - Бухэ Нойоне, то к нему можно съездить поклониться в село Далахай в Тункинском районе. Проявление его присутствия обозначилось в скале, напоминающей быка. В Омулевке у нас место поклонения Бухэ Батору, там есть природный камень в виде воина, который сидит и смотрит на реку. Или, например, скала «Пять пальцев», она обозначает руку, дарящую благополучие, удачу. Все эти места наполнены определенной энергией божеств
Как используется цампа во время обряда «Обоо»
Цампа представляет собой муку из обжаренных зёрен ячменя. Она используется во многих буддийских ритуалах. К примеру, существует обряд огненного подношения яств, который называется «Цасур», его проводят во время поклонения духам местности на обоо. В разведенный костер насыпается цампа, добавляются топленое сливочное масло и сахар, полученные от сжигания продуктов запахи являются пищей для духов. Такое подношение считается большой добродетелью в отношении сабдаков. Помимо всего прочего цампа имеет ряд лечебных свойств: согласно восточной медицине, ячмень, из которого изготавливается эта мука, является высокоэнергетическим продуктом. Он способствует циркуляции жидкостей в организме.