В прошлый раз мы коснулись некоторых общих аспектов жизни Монголии. Разумеется, в рамках одной поездки не удалось создать целостную картинку этой интересной страны. Однако даже несколько дней пребывания в Улан-Баторе и Дархане убедили в том, что жители Монголии уверенно смотрят в будущее и искренне верят в то, что через несколько лет их государство превратится в процветающую страну.
В разговоре с политиками и простыми жителями мы не раз слышали: «Монголия скоро станет вторым Дубаем». Попробуем разобраться, на чем же зиждется такая уверенность.
Уголь и уран
Нефтью и газом Монголия пока не славится. Хотя не исключено, что и это там есть - страна пока слабо изучена геологоразведкой. Но уже известно, что Монголия – это кладезь полезных ископаемых. Страна обладает запасами меди, золота, вольфрама, редкоземельных металлов. Это уже приносит немалый доход. В Монголии есть хороший уголь. На сверхмощные объемы добычи страна еще не вышла, но успехи имеются. Например, монгольский коксующийся уголь начал вытеснять с рынка Китая австралийский. Еще в соседней стране обнаружен уран, что вселяет в монголов надежду на то, что в стране появится атомная энергетика. О проекте АЭС уже говорят официально. Не исключено, что уже через несколько лет соседнее государство обеспечит себя собственной электроэнергией. Пока это еще проекты. Но они говорят о том, что монголы всерьез озабочены вопросами энергобезопасности. Не исключено, что через несколько лет их страна перестанет нуждаться в российском электричестве.
Туристический рай
Еще одной перспективной «лошадкой», которая может вынести Монголию к экономическому благополучию, может стать сфера туризма. Хотя эта страна отличается суровым климатом, власти твердо намерены развивать туризм. Им есть что показать: барханы пустыни Гоби и просторы Хубсугула, таежные ландшафты и урбанизированный Улан-Батор. Уже сейчас на улицах Улан-Батора слышится английская, немецкая, китайская, корейская речь. Работники отелей свободно владеют несколькими языками.
Даже краткая прогулка по Улан-Батору убедила нас в том, что экспаты все чаще выбирают этот город для постоянного проживания. Почему? Здесь недорогие квартиры, дешевая, но вкусная еда, дружелюбное население
Разумеется, в Улан-Баторе не все так гладко. Не будем расписывать этот город в одних только радужных красках. Например, вызывает недоумение привычка монголов откладывать любое дело, даже самое важное, на завтра.
- Успеем, - улыбаясь, говорят монголы. – Маргаш! Куда торопиться. Мы кочевники и живем по другим законам.
Этот «маргаш» может тянуться очень долго, ежедневно переходя на очередное «завтра». Поэтому предпринимателям, рассчитывающим открыть в Монголии бизнес, следует быть готовым к такому варианту развития событий. А еще в Улан-Баторе постоянные пробки на дорогах, немало бомжей, которые просят милостыню возле торговых центров, порой бродят агрессивные пьяные. Но уважение внушает то, что монголы активно борются с этим негативом. Например, центр Улан-Батора является одним из безопасных мест не только города, но и всей страны.
Мясной вопрос
Казалось, что другими столпами монгольской экономики могли бы стать национальные товары. К примеру, знаменитое монгольское мясо и кашемировые изделия. Однако ставку на них делать Монголия не намерена.
- Это очень опасно. А вдруг случится бескормица и скот падет? И что тогда – вся экономика рухнет? – резонно говорят монголы. – Упор надо делать на надежные сферы.
Кстати, о мясе. В России, и в частности в Бурятии, давно говорят о монгольском экологически чистом и очень вкусном продукте. К сожалению, «мясного потока», по всей видимости, в ближайшем времени не будет.
- Вам не нужно наше мясо, - заявили нам в Улан-Баторе. – Иначе давно решили бы вопрос с поставками. Но вы сделали упор на Латинскую Америку, откуда потоком идут замороженные брикеты прессованного мяса.
Как это ни горько, но монголы говорят правду. Сколько лет поднимается вопрос о монгольских поставках, но воз, как говорится, и ныне там. Постоянно возникают какие-то препоны и запреты.
Геополитика определяет
И, наконец, главный козырь Монголии. Резкому взлету социально-экономического развития этого государства способствовало выгодное геополитическое положение. Монголия – это ворота Центральной Азии. Здесь пролегает кратчайший путь с Востока на Запад и обратно. Не зря КНР упорно наращивает взаимовыгодное сотрудничество с Монголией. Китай готов предоставлять монголам свои морские порты, строит там дороги, развивает экономическую зону. Там, кстати, уже есть предприятия, выпускающие китайские велосипеды под маркой «Сделано в Монголии». КНР твердо уверена, что мечта о восстановлении знаменитых шелковых и чайных путей возможна только при участии Монголии. Поэтому Поднебесная делает все, чтобы растопить лед взаимного недоверия между странами. И это получается.
Схема государственного управления Монголии похожа на германскую. Однако со своими отличиями. Президент Монголии, так же как и парламент, избран народом. А значит, имеет права, аналогичные депутатам. Кстати, эта сложная схема с правами и обязанностями высших лиц привела к тому, что сейчас в Монголии зреет конституционная реформа
Не отстают от попыток вовлечь Монголию в сферу своего влияния и западные страны. Активно ведут себя Япония, США, Германия. Те же японцы фактически подарили столице Монголии железный мост, строят микрорайоны в пригороде. В Улан-Баторе немало школ с углубленным изучением английского и немецкого. Интерес Запада к Монголии продиктован не только экономическими выгодами. Есть и политический момент. Монголия, в отличие от Китая и России, имеет другую политическую систему. Это парламентская страна, в чем ее сходство с государствами Запада.
Уходящий поезд
Встречи с депутатами Хурала и простыми жителями навели на тревожную мысль. Россия слишком долго не обращала внимания на Монголию. Мы махнули на нее рукой в 90-е годы, мало контактировали в 2000-х. Тогда для Монголии наступили тяжелые времена. Однако наши соседи справились - нашли других партнеров, завязали новые контакты. Ситуация пришла в норму. Но страна стала иной. Современная Монголия стала настоящей заграницей, живущей по своим правилам. Там выросло целое поколение людей, которые не говорят по-русски. В тренде английский и китайский. В Улан-Баторе практически нет российских предприятий, на улицах не слышен «великий и могучий». В степях, словно древние памятники, возвышаются многоэтажки старых советских военных городков. Но для Монголии – это уже история. Страна живет настоящим и будущим.
В государство потоком идут инвестиции из Китая, Южной Кореи, Японии, западных стран. Причем монголам удается настолько удачно лавировать, что они являются друзьями этих государств, несмотря на их разногласия между собой. В итоге в Монголию щедро льется финансовая поддержка со всех сторон. Между прочим государство не торопится бездумно тратить ее налево и направо. Деньги монголы вкладывают в образование детей, социалку и производства. Они строят будущее. Власти страны не собираются совершать тех ошибок, которые совершила Россия. У них свой маршрут, по которому и идет «монгольский поезд». Успеем ли мы запрыгнуть в «состав», который уже плотно набит китайцами, корейцами, американцами и немцами? Пока Монголия держит для нас двери открытыми. Власти страны готовы работать с Россией, открывать совместные предприятия, приглашают наших бизнесменов, готовы организовать льготный режим, разрешают купить жилье в собственность. Есть множество проектов, в которых мы могли бы поучаствовать. Например, энергетика и туризм, строительство дорог и экспорт-импорт товаров.
В этой стране помнят катастрофу 90-х. До перестройки доля СССР в экономике Монголии составляла порядка 90%. Такая однобокость привела к экономическому кризису. Сейчас Монголия столкнулась с такой же ситуацией. Почти весь торгово-экономический оборот завязан на Китае. Власти страны понимают, что это неверно, и во второй раз ошибки не допустят. Монголии нужны и другие партнеры. Но вот будет ли Россия в их числе? Это уже зависит от нас. Дверь, повторяю, открыта. Пока открыта...
Чем Монголия удивила журналиста из Бурятии? Путевые заметки о соседней стране [часть 1]
«Крадущийся тигр» по соседству с Бурятией. Путевые заметки о соседней стране [часть 2]