Два дня члены общины провели у реки в поселке Ильинка, где всю ночь проводили обряды и пляски.
В этот день собираются все духи и происходят великие чудеса: цветет папоротник и волшебная разрыв-трава, а найти ее могут только те, кто чист сердцем. День единения земли и неба, огня и воды, поклонения предкам и богам.
- Это русский праздник верности и искренней любви. Время волшебства и чудес, единения огня и воды. Это праздник прославления творца – Рода. Празднуется он в день летнего солнцестояния. Требу мы приносим бескровную – хлеб, квас и т.д., - говорит глава общины Велемир Москвитин.
Весь день участники готовились к празднику: плели венки, складывали костры, увязывали чучелко, символизирующее бога молодого солнца – Ярилу. Также вырезали из дерева кумир Рода – главного бога славянских язычников. С закатом солнца начался сам праздник. Девушки пели обрядовые песни у березы, мужчины добывали огонь трением дерева об дерево. Община сыграла мистерию - «свадьбу». Невесту символизировала наряженная береза, а женихом было соломенное чучело. Девушки водили хоровод вокруг «невесты». Затем пришли парни - сваты с «женихом». С речью о сватовстве они приставили чучело Ярилы к «невесте». Девушки продолжили хоровод вокруг березы и пели древние песни про Купалу и Кострому. В конце песни кто-то, как будто невзначай, задевает «Ярилу» и он падает. Девушки бросаются к нему, начинают будить и причитать со словами: «Помер, он помер. Ой, проснись, да открой очи. Да на кого ж ты нас покинул, какой же он был хороший».
- Так мы показываем любовь к Яриле, чтобы на следующий год он к нам вернулся, - рассказывает нам Светозара Москвитина, жена главы общины.
Затем Ярилу проводили через костер. Для защиты участников обряда они нарисовали на земле священный обережный круг. Так как сущности бывают разные: и плохие и хорошие во избежание неприятностей из этого круга на обряде нельзя было выходить и входить. Они преподнесли требы Яриле, провожали его, громко прославляя, затем сожгли чучело.
- За вами проходит человек с топором. Он отрубает с вас все плохое и закрывает дорогу нечисти к вам, - говорит Светозара.
Затем каравай пронесли по кругу, чтобы каждый прикоснулся к нему руками, отправляя вместе с требой свои пожелания к богам. Каждый взял братину с квасом и с поклоном поднес к костру, угощая богов и предков со словами: «Слава Русскому народу! Слава Яриле и Роду! Слава богам русским, слава предкам нашим!».
После они проводили березку: все девушки встали вокруг дерева в круг, защищая «невесту», а парни их атаковали. Прорвав оборону, с песнями понесли «невесту» на реку и «проводили» ее по воде. После этого был зажжен большой костер – Купалец, вокруг которого все участники водили хороводы, играли в игры, в которых неженатые и незамужние могли найти себе пару.
- Купальская ночь это время выбора спутника жизни. Именно на Купалу можно было дать понять своему избраннику, что ты к нему неравнодушен, ведь наши предки считали, что о любви говорить нельзя. После этой ночи засылались сваты и поздней осенью игрались свадьбы,- говорит Светозара.
С летнего солнцестояния день «идет на убыль». Зажженное колесо символически обозначало солнце, которое с этого дня катится «под гору». Поэтому родноверы укатили «солнце» в реку, изображая начало его «скатывания».
Затем участники прыгали через костер и пускали по реке венки. Все обряды на Купалу имеют смысл. Так, прыжки через костер – это огненное очищение. Запуск венков со свечами в реку – исполнение желаний, а купание в реке – очищение водное.
Спать в ночь на Купалу не рекомендуется. По поверью, в спящего может проникнуть злой дух.
А с рассветом солнца появилась волшебная «купальская» роса. Считается, что тот, кто искупается поутру в росе, будет молод и здоров.