Бизнес
2582

Республиканский парламент обвинил власти Бурятии в «попустительстве»

На очередной сессии Народного Хурала депутаты подвергли резкой критике отчет правительства по программе СЭР. Однако в итоге большинством голосов документ все же утвердили

Фото Александра Гармаева

Как развивается экономика и куда были направлены в 2014 году бюджетные деньги, власти республики отчитались перед народными избранниками на парламентских слушаниях еще в середине июня. Даже на фоне непростой ситуации в стране в целом, показатели социально-экономического развития Бурятии за год выглядят неоптимистичными, сообщает телекомпания «АригУс». Из 147 индикаторов программы 10 оказались выполненными. Среди них такие ключевые экономические показатели как инвестиции и строительство. Депутаты, в частности, председатель комитета Народного Хурала по экономической политике Вячеслав Ирильдеев отметил, что правительство очень формально подходит к подведению итогов исполнения СЭР. Что касается доходов республиканской казны в прошлом году они составили 44,5 миллиарда рублей. Расходы превысили их почти на 4 миллиарда.

- В течение четырех месяцев мы проводили общественные и парламентские слушания, в обсуждении бюджета и программы социально-экономического развития принимали участие рабочие группы. И предложения депутатов сегодня войдут в программу подготовки новой стратегии, которую мы будем предлагать в соответствии с законом о стратегическом планировании в конце ноября, – отметила в своем выступлении на очередной сессии министр экономики Бурятии Татьяна Думнова.

«Проблемные электрички»

Она предложила поддержать отчет по СЭР в двух чтениях. Без вопросов не обошлось. Так, по мнению депутата Александра Коренева, правительство не справилось с вопросом организации движения электричек.

- Какую сумму в 2014 году из-за этого недополучил бюджет? Вся ремонтная база и обслуживающий персонал ушли, соответственно, имущества в виде электропоездов не стало, – поинтересовался он.

- Что касается вообще имущества организаций, консолидированный бюджет у нас даже прирос на 17%, – сообщила Татьяна Думнова. – А налог на имущество ОАО «Российские железные дороги» составил порядка 100 миллионов рублей.

- От Восточно-Сибирской железной дороги в 2014 году в бюджет республики поступил 1 млрд. 600 млн. рублей, а в 2013 году ВСЖД перечислила 1 млрд. 900 млн. Получается «перекос» в 300 миллионов. Но есть еще и внебюджетные фонды. Надо посмотреть, какая сумма была перечислена в Пенсионный фонд, людям, которые работали на железной дороге. А работало там ни много ни мало 400 человек. Мы все это должны учитывать. Поэтому я и задаю вопрос: какова общая сумма недополучения в бюджет или внебюджетные фонды в связи с отменой поездов? – не сдавался Коренев.

- Вы говорите об общей сумме поступления налогов от данной организации. Я могу дать вам справку в разрезе всех налоговых поступлений и отчислений, – ответила Татьяна Думнова. – В течение сессии мы вам эту информацию предоставим.

«Как потом объяснять это населению?»

Слово взял депутат Леонид Турбянов.

- Вопрос все-таки очень серьезный: программа социально-экономического развития. Проект закона, который вы написали, очень куцый, ни о чем не говорящий и отсылающий к отчету. Он полный, объемный и там все можно найти. Но он большой. Может, все-таки в дальнейшем будем выделять самые важные индикаторы, которые влияют на качество жизни, – заявил Турбянов.

- Состав индикаторов зависит от ваших предложений – его можно расширить или сократить, – пояснила Думнова депутатам.

- На 12-й странице фраза «Республика Бурятия значительно улучшила свои позиции за счет высокой динамики развития экономики и высокой удовлетворенности населения», – процитировал отрывок из документа депутат. – Может, уберем это из отчета? Как потом объяснять это предложение населению?

- Согласна с вами. Кстати, программа неоднократно рассматривалась и на заседаниях комитетов, и на общественных слушаниях. Поэтому она и была принята за основу, – заметила министр.

«Попустительское отношение»?

А парламентарий Аркадий Цыбиков упрекнул власти в боязни взять на себя ответственность.

- Я довольно длительный период задаю все один и тот же вопрос – о доходах бюджета. Я предлагал провести инвентаризацию хозяйствующих субъектов, вычислять тех, кто не платит и проводить с ними юридическую работу. В последний раз на совещании у Чепика (зампред правительства Бурятии по экономическому развитию – прим. ред.) я даже попросил включить это в протокол. Отдельно вам на комитете говорил, Шутенкову (министр финансов Бурятии) говорил. Почему мы не обращаем внимания на доходы юридических лиц, на тех, кто сегодня может уйти? Какова ваша позиция по этому вопросу? Или надо расходы все время уменьшать и уменьшать? – заявил Цыбиков. – Ответа нет. И у меня создается впечатление, что в правительстве просто боятся инициативы, ответственности.

- Что касается доходной базы. Вопрос действительно достаточно серьезный и необходимо рассматривать не только расходование бюджета и возможность вкладывать эти сферы в развитие социальной сферы. К сожалению, в последнее время бюджет оказывает небольшую поддержку в развитии экономики. Со всеми основными бюджетоориентированными предприятиями у нас заключены соглашения, – подчеркнула Татьяна Думнова. – Просто проводить инвентаризацию, вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий мы не имеем права. Но, тем не менее, через соглашения с крупнейшими налогоплательщиками постоянно ведем такую работу – какие есть проблемы, какие издержки испытывает предприятие, какую поддержку ему необходимо оказать. Здесь позиция однозначная.

Выяснилось, что министр и депутат Цыбиков друг друга не поняли.

- Я имел в виду другое – нужно начинать работу по привлечению предприятий назад. Вас не просят с амбарной книгой зайти на них, а просто получить данные налоговой. Всего лишь. Мне кажется, нужна стратегия. Та же налоговая может заранее сообщить о возможной продаже кондитерской фабрики или предстоящем закрытии. Обычная логистика, элементарная. Мы же начинаем «сотрясать» воздух, когда уже узнаем о принятом решении. Я считаю, что Министерство экономики должно экономику развивать, – отметил Аркадий Цыбиков – Я один и тот же вопрос ставлю, и от ответа вы постоянно уходите. Есть в Бурятии юрлица из Москвы, Иркутска. А где наша-то работа? Почему не применяем административный ресурс? И дети этих работников ходят в школы, больницы, пользуются дорогами. Совершенно попустительски относимся к возможности получать доходы. Мне кажется, надо изменить стратегию.

От комментариев министр экономики воздержалась.

- Комментировать не буду. Хочу сказать, что попустительства со стороны правительства нет. Мы очень плотно работаем с налоговой инспекцией, за каждым министерством «закреплены» крупные отраслевые предприятия. И на самом деле, что касается морального воздействия, мы действуем в рамках закона: вмешиваться в их хозяйственную деятельность мы не имеем права. Но все эти вопросы, в том числе и относительно недобросовестных руководителей предприятий, рассматриваются, – подчеркнула министр.

Поставили под сомнение

С критикой выступили и другие депутаты. Так, председатель комитета Народного Хурала по межрегиональным связям и национальным вопросам вновь затронул вопрос о «формальном подходе» к выполнению индикаторов программы СЭР по созданию дополнительных мест в детских садах.

- Когда мы этот индикатор искусственно подправляем – а мы его искусственно подправляем – и не исполняем в реальности, кто в итоге ответит? – поинтересовался Батуев.

- Ответственность несет министерство образования Бурятии, – сказала Татьяна Думнова.

Почему сокращается госзаказ на подготовку рабочих кадров в ссузах и по каким причинам в Бурятии «свернули» ряд инвестиционных проектов – итоги работы правительства в социально-экономической сфере парламентарии обсуждали почти полтора часа. Цыденжап Батуев даже выступил с предложением не утверждать документ.

- Мы вообще заслушиваем отчет ради того, чтобы заслушать? Или понимаем как ответственные люди что на заданные вопросы нужно аргументировано отвечать, а не перекладывать ответственность на нижестоящие ведомства как правительство? Тогда у меня есть предложение: один член правительства докладывает, а остальные стоят шеренгой за ним, чтобы ответ был, – Цыденжап Батуев разошелся, казалось, не на шутку. – Я ставлю под большое сомнение положительное голосование по этому вопросу на данной сессии. Рассмотрение на публичных слушаниях не подвигло вам на серьезную подготовку к отчету. Или мы не недорабатываем, или вы. А в итоге дело не делается.

Однако большинством голосов отчет правительства по программе СЭР все же утвердили.

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях