Около месяца назад в лентах новостей местных и федеральных СМИ стало появляться имя Марии Гуськовой – режиссер, уроженка поселка Каменск Кабанского района Бурятии. Ее короткометражная работа «Возвращение Эркина» одна из немногих российских картин, пробившихся на престижные кинофестивали в Канны и «Кинотавр». В Каннах история о бывшем заключенном завоевала «бронзу» в программе студенческих работ Cinefondation. На открытом российском фестивале «Возвращение Эркина» отметили дипломом «За лаконизм формы и глубину содержания».
Наши читатели не раз в комментариях интересовались личностью Марии Гуськовой. Кто она? Действительно ли с Каменска? Помнит ли еще Бурятию? О девушке немного информации в Сети, а поближе познакомиться с жизнью и творчеством талантливой землячки хочется. По просьбе читателей, infpol.ru удалось связаться с Марией и задать несколько вопросов.
Оказалось, что девушка по сей день с трепетом вспоминает Байкал, Бурятию, здесь у нее живет отец. К своей мечте ей пришлось идти долго, только поступать в МГУ пришлось три раза. А после поездки в Швецию она поняла, что заниматься хочет именно режиссурой.
- Мария, известно, что вы родом из Каменска Кабанского района Бурятии. И это в принципе все, что о вас знают земляки. Расскажите, пожалуйста, как долго вы жили в Бурятии, где учились, чем занимались? Остались ли у вас здесь родственники, друзья?
- Да, я родилась и выросла в Каменске. Училась в средней школе №2, ходила в музыкальную школу и увлекалась шахматами. В Каменске меня знают как Машу Ерошкину, т.е. сейчас у меня фамилия мужа. Я жила в Каменске, пока не поступила в МГУ. В МГУ мне удалось поступить с третьего раза, т.к. пришлось самостоятельно восполнять недостающие знания: год я читала книги и учила английский с репетитором в Улан-Удэ, и затем еще год училась на подготовительных курсах при МГУ.
Сейчас в Каменске живет папа, мама переехала в Москву. Разумеется, кто-то из одноклассников и друзей остался там, кто-то уехал в Улан-Удэ, в Иркутск, Томск, Красноярск и другие города. Последний раз я была в Каменске в декабре 2012 года. Навестила папу, пообщалась с друзьями, сходила в гости к нашей классной руководительнице и к своему педагогу по специальности в музыкальной школе.
- Вы получили диплом филолога в МГУ, но ищите себя в режиссерской деятельности. Почему? Это ваша мечта или таким образом сложились обстоятельства?
- Когда я училась в школе, я не очень понимала, кем хочу быть. Я мечтала поступить в МГУ. В школе мне нравились разные предметы, и я никак не могла определиться со специальностью. Потом поняла, что мне интересны языки. Так я решила, что буду поступать на филологический факультет. На филфаке одной из моих специализаций был шведский язык. На пятом курсе я поехала на один семестр на культурно-языковую стажировку в Швецию. Там на занятиях по искусству мы однажды сняли короткометражку. Мы все в ней снялись, а потом я впервые смонтировала фильм. Меня это очень увлекло. Я почувствовала, что режиссура – это именно то, чем я хочу заниматься. После стажировки в Швеции работала на съемочной площадке ассистентом режиссера. Затем поступила на Высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерскую Ираклия Квирикадзе и Андрея Добровольского.
- Приезжаете ли вы сейчас в Улан-Удэ, Бурятию? Скучаете по республике или уже давно считаете себя москвичкой, и в эти края уже не тянет?
- Мне кажется, что «москвичка» или «каменчанка» - это какие-то ярлыки. Мне не очень хочется их на себя вешать. Каменск и Байкал – это мое детство, школа, семья, друзья. Конечно, меня тянет туда, где я выросла, первый раз влюбилась, где играла во дворе в «лапту» и в «казаки-разбойники». Но Каменск тоже меняется. К сожалению, от многих мест в лесу, где мы в детстве гуляли, остались пеньки и проплешины – как в «Лесе» у Островского.
Но в любом случае все это почувствовать и увидеть мне удалось только тогда, когда я уехала в Москву. В Москве я скучала по дому, по Байкалу, по друзьям. И всегда очень радовалась, когда мы снова встречались. Можно сказать, что я встречалась с собой. Такая машина времени.
В Москве – новая жизнь, новые знакомства. Здесь много возможностей, чтобы реализовать себя. Сейчас у ребят на периферии больше возможностей, чем было у нас: можно изучать языки с носителями по «Скайпу», смотреть обучающие видео на «Ютьюбе» и других сайтах, скачивать любую литературу, находить информацию о любых ВУЗах и т.д. Я помню, как мы с подругой написали наше первое письмо в МГУ. Это было письмо «на деревню дедушке». В поле «адрес» мы написали: «101000 Москва, МГУ». Все. А через какое-то время нам ответили! Прислали программы заочных подготовительных курсов, информацию о факультетах и пр. Так моя мечта постепенно стала приобретать какие-то очертания.
Мария с мужем - оператором Денисом Гуськовым
- Поздравляем вас с успехом вашего короткометражного фильма «Возвращение Эркина» на Кинотавре и Каннском фестивале! Это ваши первые большие конкурсы, фестивали, ожидали получить поддержку высокого жюри?
- Спасибо. Да, это первые большие фестивали. По большому счету, это мое первое полноценное кино. До этого диплома были упражнения, курсовая и учебные работы.
Для нас большой радостью и поддержкой было попадание на Каннский фестиваль и на Кинотавр. Когда мне позвонили из Франции и сообщили, что нас взяли в конкурс «Синефондасьон», я одновременно и радовалась, и не верила. Поверила только тогда, когда прислали официальное приглашение.
Для меня выбор жюри на фестивалях всегда непредсказуем, т.к. у всех разные вкусы. В Каннах была очень сильная программа, и я посмотрела много хорошего кино. Поэтому мы не ждали никаких призов и приготовились искренне радоваться за победителей. А потом оказалось, что наш фильм понравился жюри. Было очень радостно и очень волнительно. Помимо эмоций это, безусловно, некое признание режиссера профессиональным сообществом, а также увеличение интереса других фестивалей к нашему фильму.
На съемках фильма «Возвращение Эркина»
- Почему взята именно такая тема для короткометражки? Как подбирались актеры?
- Мой дедушка умер, когда я была в Москве. Я не смогла с ним попрощаться. Прошла точку невозврата и не могу изменить прошлое. Я все время жалею, что не поехала после зимней сессии домой, а поехала только летом. Однажды он мне приснился: мы с ним встретились и простились.
Мне хотелось снять фильм о герое, который, как и я, прошел эту точку невозврата, жалеет о том, что поступил так, как поступил, но он уже ничего не в силах изменить. Мне показалось, что человек, вышедший из тюрьмы и раскаивающийся в своем преступлении, – это максимально близкая тема, чтобы выразить мою драматическую ситуацию.
Исполнителей я искала в Киргизии, все они – непрофессиональные актеры. Мы старались добиться эффекта документальности происходящего, поэтому мне очень хотелось поработать с типажами. Я искала людей, которые ничего не будут изображать, которые смогут органично существовать в понятных им жизненных обстоятельствах. На главную роль я нашла человека, у которого был тюремный опыт (он сидел в дисбате). Этот опыт помог нам создать объем персонажа и сделать его живым.
- Сколько вам лет? Извините, конечно, за вопрос...
- Я не стесняюсь своего возраста. Мне 33.
- Какие еще работы у вас за плечами? Что планируете снимать сейчас? В интервью на ТВ вы говорили уже о полном метре.
- Мои предыдущие работы – те, о которых я говорила ранее. Их можно посмотреть на моем канале на "Ютьюбе".
Да, сейчас я работаю над сценарием полного метра. Работы еще очень много. В данный момент занимаюсь сбором материала.
Параллельно работаю в музее ГУЛАГа, где мы делаем интервью с людьми, пострадавшими во время сталинских репрессий; когда приглашают, работаю вторым режиссером на проектах других авторов; снимаем и монтируем с мужем-оператором рекламные, обучающие и другие заказные ролики.
- Какие ваши любимые фильмы и режиссеры?
- Ой, их очень много. «Дерево для башмаков» Эраманно Ольми, «Солярис» Тарковского, «Фотоувеличение» Антониони, «Уйти и вернуться» Клода Лелуша, «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Иди и смотри» Элема Климова, «Бал» Этторе Сколы, «Голый Остров» Канэто Синдо, «Ночной портье» Лилианы Кавани, «Список Шиндлера» Стивена Спилберга, фильмы Кшиштофа Кислёвски, Микаэля Ханеке, Ульриха Зайдля, Роя Андерссона, братьев Дарденн, братьев Коэн... Много, всех не перечислить.
- Знаете ли вы что-нибудь о фильмах, которые снимают бурятские режиссеры и режиссеры-любители? Есть ли желание сделать что-то на территории Бурятии?
- Немного слышала о «буривуде» и фильме «Улыбка Будды».
Я постоянно нахожусь в поиске идей, героев и историй. Меня тянет на Байкал, и желание, конечно же, есть. Готового к запуску собственного проекта пока нет. Я открыта к новым идеям и предложениям, поэтому буду рада творческому сотрудничеству.
- Когда возможен ваш визит в Бурятию?
- Надеюсь, что в следующем году съезжу к папе.