Виктория часто ездит по Азии. По ее словам, там, возле буддийских святынь, она «подпитывается энергией». Как рассказала девушка, с детства ее преследовали разные недуги и родственники обратились к ламам-целителям, и те признали в ней «сильное перерождение одного из ее предков». Вера в это подкрепилась после того, как в 2008 - 2009 годах ей поставили страшный диагноз «рак». И, по мнению Виктории, излечиться ей помогли молитвы возле холма, где был погребен ее предок. С тех пор девушка стала завсегдатаем святилищ и храмов в Азии, в том числе в Непале. Свое тело девушка упорно называет «оболочкой», в котором временно живет ее дух, а «все слова во время беседы приходят ей свыше». Неудивительно, что такой необычный стиль жизни привел ее в центр событий, которые потрясли весь мир.
Козел просил о помощи
Виктория приехала в очередной раз в Катманду 4 октября прошлого года. Здесь отправилась к знаменитой на весь мир ступе Сваямбунатх. Однако по дороге заблудилась и вышла к храму богини Дурги. В это время местный священнослужитель как раз готовился к очередному жертвоприношению: для этих целей на лестнице храма стоял привязанный козел. Как рассказывает Намжилова, она всегда была против пролития крови, особенно в честь божеств, и решила, что силы свыше специально привели ее в это место, чтобы спасти несчастное животное. Она поговорила с брахманом и убедила того не убивать козла. Однако, как только паломница отошла от храма, услышала предсмертный крик животного. Прибежав назад, она увидела окровавленный алтарь и собравшихся здесь же прихожан, справляющих религиозный обряд.
- Я бросилась к статуе богини Дурги и спросила ее о том, хочет ли она жертвоприношений в свою честь, - рассказала Виктория. – На удивление, богиня ответила мне, что жертвенная кровь ее совсем не радует, а груз убитых животных мешает всему человечеству перейти на другой уровень развития.
После случившегося Виктория поставила себе цель искоренить традицию убийства животных во время религиозных праздников. Для этого путешествовала по стране и читала проповеди. Однако местные жители не вняли ее словам и в конце ноября совершили одно из самых массовых жертвоприношений в истории – зарезали пять тысяч буйволов во имя одной из богинь Гадхимай. По словам Виктории, такое не могло не остаться безнаказанным.
Первое землетрясение
Утром рокового дня Виктория находилась в своем гостиничном номере в Катманду. Она собиралась сходить к ступе, однако в последний момент ее что-то остановило и, прислушавшись к своей интуиции, она села медитировать.
- Я сидела с закрытыми глазами и слегка раскачивалась. Потом чувствую, что раскачивания даются мне все проще, затем толчки, открываю глаза, а кровать подо мной ходит ходуном, - вспоминает Виктория. – Услышала, как в коридоре гостиницы упал кулер с водой, потом повалилась какая-то мебель.
Как рассказала девушка, она сразу поняла, что началось стихийное бедствие, однако, на удивление, никакого страха или паники не испытала.
- Я первым делом начала собирать в сумку свои книги, разложенные по комнате. Тут вбежали работники отеля, говорят, надо срочно убегать, и силой поволокли меня на улицу, - рассказывает Виктория.
Снаружи люди из ближайших гостиниц и домов столпились на небольшом пустыре, куда временно сваливали мусор. Кто-то лежал, кто-то сидел, люди плакали и кричали.
- Моя оболочка до конца не верила в происходящее. Поначалу земля просто тряслась, потом последовал настолько мощный толчок, что я упала на землю, а вокруг раздался шум и треск, - отрешенно улыбаясь, говорит Виктория.
Это был тот самый пик землетрясения, когда амплитуда колебаний достигла максимума в 7,8 балла.
- Внутри не боишься, а оболочка все равно боится. Стараешься успокоиться, что все будет хорошо, а тут кто-то что-то кричит. В глубине души знаешь, что все так, как должно было случиться, на то воля Бога, - сказала девушка.
Самое страшное, что это землетрясение застало людей неожиданно, не было никакого оповещения ни по радио, ни по телевизору. Ночевать пришлось на улице, потому что люди боялись заходить в здания. На второй день власти оповестили жителей, что подземные толчки могут повториться. Днем последовал еще один очень сильный толчок, но не такой мощный, как первый. Как потом расскажут в интервью специалисты, это был так называемый афтершок (афтершо́к (англ. aftershock) — повторный сейсмический толчок меньшей интенсивности по сравнению с главным сейсмическим ударом. Сильные землетрясения всегда сопровождаются многочисленными афтершоками) в 6,9 балла. Люди в ожидании землетрясения стояли на этом пустыре, держались за руки и молились.
- Бежать некуда, помощи ждать неоткуда, можно только возносить молитвы, – вспоминает девушка. – Во время толчков люди кричат от страха, а в глубине души ты знаешь, что все будет хорошо.
Отчаяние от беспомощности
С тех пор люди жили на улице, не было ни воды, ни электричества, ни еды, ни связи. Питались своими запасами, делились друг с другом. В Катманду подземные толчки разрушили много зданий, пострадали жилые дома, гостиницы. Местные жители, туристы и паломники собирались на различных открытых площадках, битком был набит городской стадион. К тому времени уже работали экстренные службы. Из-под обломков доставали уцелевших людей, в том числе детей. Бывало и такое, что люди выпадали из окон или проваливались в расселины в земле, которые образовывались в мгновение ока. Частично пострадала и ступа Сваямбунатх, однако устояла благодаря мощному основанию, именно к ней Виктория собиралась идти накануне землетрясения. Среди людей ходили слухи, что стоит ждать еще более мощного толчка в 11 баллов, который бы точно стер Непал с лица земли.
- На третий день у меня получилось связаться с родственниками в России. Позвонила отцу, он был напуган многочисленными сообщениями по телевизору, - говорит Виктория. – Я сказала, чтобы он молился за меня и моих друзей, потому что отсюда пока никого не эвакуируют.
Люди сидели и ждали, что преподнесет им стихийное бедствие. Отчаяние от своей беспомощности перед силами природы они вложили в молитвы.
- Мы сидели кружком и держались за руки, с минуты на минуту ожидая нового толчка, - сказала ясновидящая. – И тут кто-то выдвинул идею, что пусть все закончится дождем из вон той тучи и не будет никакого землетрясения. Все эту идею подхватили и начали просить дождя. И тут пошел такой сильный ливень, что все люди, несмотря на страх перед землетрясением, разбежались по уцелевшим домам.
Эвакуация через депутата
Когда все более-менее улеглось, Виктория продолжала жить в своей гостинице, благо та практически не пострадала, только по стенам расползлись тонкие трещины. Все остальные туристы разбрелись по посольствам своих стран. Но выбираться рано или поздно из разрушенного города было нужно, да и срок визы подходил к концу. Она обратилась в российское посольство, чтобы консул помог ей выехать из страны или помог материально, потому что на тот момент банковская система в стране не работала, однако получила отказ.
- Тогда я позвонила домой и попросила отца обратиться к Михаилу Викторовичу Слипенчуку, чтобы он как-нибудь смог посодействовать моему возвращению домой, - рассказала Виктория.
С депутатом Госдумы от Бурятии отец Намжиловой познакомился на одном из мероприятий в честь Сагаалгана. По словам девушки, Слипенчук отреагировал быстро, он обратился в российское Министерство иностранных дел, а те, в свою очередь, достучались до посольства в Непале.
- Позвонили из посольства, сказали, что их просили помочь мне с выездом из страны, и предложили прийти 10 мая к ним, - рассказывает девушка. – Хотя внутри я была всегда спокойна, но все это время в городе были перебои с водой, электричеством и продуктами, оболочка есть оболочка, она похудела, я не могла заниматься своими практиками.
Однако в назначенный день вылететь не удалось. Викторию должны были вывезти на самолете МЧС вместе с российскими спасателями, которые помогали непальцам с ликвидацией последствий землетрясения. Пока ехала на взлетную полосу, произошло еще несколько толчков, и аэропорт для полетов закрыли.
После шока
- Ночевала вместе со спасателями прямо в самолете на взлетной полосе. Когда садились в самолет, мне сказали, что полетим «экстралюксом», - улыбается девушка. – На самом деле внутри была техника спасателей: КамАЗы, машины «скорой помощи», различные приспособления для работы, тут же были собаки, которые помогают искать людей в завалах. Сидели мы на простых голых сидушках, повсюду торчали провода. Я там была единственной гражданской пассажиркой.
Самолет вылетел только на следующее утро 11 мая. По пути приземлились в приграничном аэропорту Индии, потому что судно МЧС не было официально обозначено в документах и пришлось ждать разрешения индийской стороны для пролета над их территорией. В Москву спасатели прилетели уже поздно вечером в аэропорт в Жуковском, на взлетной полосе их встречали многочисленные журналисты, которые хотели узнать подробности непальских бедствий.
- Я же отправилась к своим родственникам в хорошем настроении, так как знала, что все позади и в Непале уже не будет землетрясений, - рассказала девушка. - Утром проснулась в ознобе, меня всю трясло, я плакала, не знала, что со мной.
Скорее всего, это было постшоковое состояние, и многочисленные переживания от увиденного и пережитого дали о себе знать только после благополучного возвращения на родину. Однако сама девушка утверждает, что таким образом она почувствовала новое землетрясение, которое произошло в Непале 12 мая, сила толчков тогда достигала 7,3 балла. На следующий день Виктория встретилась со своим спасителем. Проговорили два часа, в основном беседовали о Бурятии, ее народе, о Байкале и втором сроке депутата в Госдуме. После девушка отправилась в Улан-Удэ, где планирует заниматься духовными практиками, а если подвернется удобный случай и, по ее словам, будет на то воля свыше, она снова съездит в Непал.
Мы же от редакции напомним, что в преддверии Сагаалгана публиковали прогноз от всемирно известного астролога Рэймонда Ло. Он еще зимой предсказал, что в этот год будет много землетрясений.
Серия крупных землетрясений в Непале
Первое случилось 25 - 28 апреля 2015 года и стало самым мощным с 1934 года (магнитуда землетрясения составила 7,8 Mw - 8.1 Mw по шкале Меркалли).
Второе - 12 мая (магнитуда составила 7,3 Мw). После основных толчков произошел ряд афтершоков.
8699 человек - число погибших от землетрясений на 1 июня 2015 года.
22 489 – раненых.
Также были погибшие и пострадавшие в соседних странах – Индии, Бангладеше и Китае.
От 2 до 10 млрд долларов оценивается общий ущерб разными источниками.
В городе Катманду разрушены: 60-метровая башня Дхарахара, входящая в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, площадь Хануман Дхока, а также некоторые здания на площади Дурбар, храм Маджу.
Разрушены также памятники в древнем городе Бхактапур. Частично разрушен Сваямбунатх. Сильно пострадали природный парк Сагарматха, национальный парк Читван и поселение Лумбини.
Район Синдхупалчок к северо-востоку от Катманду практически стерт с лица Земли, там разрушено 90% зданий.