В СМИ появилась неоднозначная информация о том, что Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства сокращает научных сотрудников и уменьшает площади посевов и посадок. При этом прозвучало, что земли, находящиеся в ведении института, могут быть отобраны и отданы под строительство коттеджей.
Людей никто не увольняет
За комментарием по этому поводу мы обратились к руководителю Бурятского НИИ сельского хозяйства Лубсану Будажапову. Но информацию об увольнениях и о том, что земли института могут стать объектом земельных маневров, он опроверг, назвав ее «уткой» и неудачной попыткой провокации.
- Никакого сокращения не было. На момент моего прихода в институт средний возраст работников составлял 71 год, - рассказывает Лубсан Будажапов. - За прошлый год институт покинули по разным причинам 45 человек, причем их возраст составлял в среднем 60-70 лет. Все ушли по собственному желанию или в связи с истечением срока трудового договора – это подтверждают их заявления. Понятно, что 65 лет – это предельный потолок для научного сотрудника. Сегодня же средний возраст у нас – 33 года.
Площадь увеличивается из-за большого спроса
Уменьшения площади посевов и посадок, о которых пошла волна обсуждений в СМИ, также не происходит. Напротив, в этом году институт увеличил площадь посадок плодовых, ягодных культур, так как саженцы очень востребованы у населения. Например, в местности «Дабаты» (научный полигон «Плоды») был заложен сад на площади 6 га, говорит Лубсан Будажапов:
- В центральном саду увеличены посадки плодовых, ягодных культур на площади 1 га. Еще мы намерены бурить собственную скважину глубиной 50 метров - в связи с массовыми самовольными застройками в районе центрального сада по улице Богданова. Люди для своих нужд захватили ручей, вода из которого теперь не доходит до нашего сада. А ведь весной все частники, которые торгуют в районах города и республики, приходят покупать саженцы только у нас. Вся республика питается только с наших селекционных питомников. Также увеличились площади посевов декоративных, зерновых культур, кормовых, многолетних трав. Так что ни о каких потерях речи не идет. Могу сказать, что это «утка», специальная провокация с целью опорочить руководителя или действующую новую команду.
Руководитель НИИ не отрицает притягательности земель института, но уточняет, что находятся они в федеральной собственности, отчего любые вопросы, связанные с регистрацией объектов земельных ресурсов в этом массиве, - в пределах компетенции Федерального агентства научных организаций России (ФАНО).
«Земли просто разбазаривали»
Как известно, до марта 2016 г. в России на все сделки с федеральным имуществом, подведомственным ФАНО, наложен мораторий. Сделано это было затем, чтобы учесть все федеральное имущество (земли, объекты, строения), находящееся в государственной собственности, говорит Лубсан Будажапов:
- К сожалению, многие институты, в том числе и наш, такую работу не провели. Более того, на момент моего прихода в НИИ ни один объект из 22-х не был поставлен на учет, многие участки были сданы коммерческим структурам, которые затем пересдали их в субаренду. Это грубейшее нарушение действующих правовых норм. Целая команда, проработав 10 лет, ничего не сделала, чтобы учесть федеральное имущество, и более того – стали разбазаривать его. Мы же сделали учет уже к осени 2014 года.
Говорить о том, что мораторий будет снят, пока преждевременно, уверен руководитель института:
- Есть два сценария – либо произойдет его снятие, либо продление, потому что учет федерального имущества происходит очень сложно. Бурятский НИИ СХ никогда не потеряет свои земли. Мы только стоим на том, чтобы эти земли остались за институтом в той доле, в которой нам необходимо проводить фундаментальные исследования. В то же время у нас есть полный карт-бланш того, от каких земель мы готовы отказаться, чтобы люди могли узаконить свои участки, на которых они уже построили дома, какие земли передать в республиканскую собственность, какие – в муниципалитет, а какие – в государственную казну.
Справка
Напомним, что история института началась с момента образования Бурятской сельскохозяйственной опытной станции в 1931 году. Сегодня Бурятский НИИ СХ состоит из восьми отделов, 36-ти лабораторий, двух научных полигонов и двух опорных пунктов в районах республики. Институт стал известен своими исследованиями в области селекции и генетики в растениеводстве и животноводстве. За годы работы специалисты института вывели 31 сорт яровых зерновых, зернобобовых и крупяных культур; 10 сортов многолетних бобовых и злаковых трав; 51 сорт плодовых и ягодных культур и 1 породу яка.