Досуг
5601

Даши Намдаков: «Бурятия – это чудо света!»

Всемирно известный скульптор дал эксклюзивное интервью infpol.ru

Фото из архива infpol.ru

Жизнь Намдакова – это частые перелеты, разъезды, встречи и презентации. Из Лондона - в Москву. Оттуда Италию и.... бог знает куда еще. Предложения о сотрудничестве приходят со всего мира. Но, несмотря на занятость, Даши как минимум раз в год приезжает на родину в село Укурик в Забайкальском крае на родовой обряд.

Удалось Даши приехать в наши края и сейчас. Как уже сообщал infpol.ru, по его приглашению в Бурятию приехали почетные гости из Китая во главе с директором Музея Мирового искусства в Пекине. Скульптор давно дружен с ними и сейчас старается развивать культурный обмен на пользу бурятским музеям, искусству.

Своими идеями, новостями и планами Даши Намдаков поделился в нашем интервью.

- Даши, для начала расскажите подробнее о ваших гостях из Китая.

- Госпожа Ван – директор Музея Мирового искусства. Много лет она самый влиятельный человек в музейном мире и самый крупный специалист по международным выставкам в Китае. 9 лет назад она делала мою выставку в своем Музее. Затем возила ее по крупнейшим городам Китая. Год назад мы повторили этот опыт. Это очень непросто и дорого, но они на себя взяли этот труд. По-человечески мы просто хорошо дружим. Вообще, они давно хотели приехать. Откладывался визит из-за меня. Принимать гостей в Москве или в Лондоне проще, чем в Бурятии, сами понимаете. Там все налажено в плане инфраструктуры, техники и прочего. Но сейчас они все-таки приехали и, благодаря хорошей организации, всем довольны.

- И что они сказали?

- Они были очень впечатлены. Вообще, я думаю, что Бурятия запоминается всем, ведь это ни на что не похожее место. Те, кто когда-либо приезжал в Бурятию, всегда помнят это место. Ведь это одно из чудес света на самом деле! Просто мы здесь живем, и это все кажется обычным.

Мне хочется, чтоб Бурятия оставалась нетронутой еще долгое-долгое время. Очень боюсь, что мы утратим эндемичность, то есть уникальность. Как только мы построим здесь небоскребы, мы сольемся с массой городов.

- Над какими проектами вы сейчас работаете? Мы только и слышим, что вы поставили скульптуру в Лондоне, открыли выставку во Флоренции...

- Честно говоря, в последнее время стараюсь не давать интервью. Много обо мне пишут.. Боюсь, что появится ощущение перебора.

Да, поставил скульптуру в Лондоне, в центре города. Весь мир видит, миллионы туристов. И каждый раз, когда я проезжаю мимо этого места, думаю, как же это здорово. Даже одноклассники моих детей знают, что там стоит эта скульптура. Иногда самому не верится... Невероятное чувство.

Во Флоренции, не раздумывая, согласились открыть выставку. Так как сейчас предложений много, мы делаем отбор куда ехать, а куда - нет. Флорентийская академия самая старинная и самая уважаемая в мире. Когда на открытии выставки там собрались аксакалы итальянского искусства, это уже была большая честь. И очень приятное ощущение находится в стенах, где стоит статуя «Давид» Микеланджело. И мои работы соседствуют с ним. Я был очень горд этим. И итальянцы были под впечатлением от скульптур, для них это тоже нечто уникальное.

- Сейчас Даши Намдаков – не только вы как персона, это еще и бренд, на который работает целая команда, не так ли?

- У меня много происходит монументальных работ. И для этого нужна команда. Кстати говоря, это люди, которые со мной начинали в Улан-Удэ, потом вместе переехали в Иркутск. Оттуда в Москву, потом в Италию и Лондон. Сейчас еще для крупных проектов подключаю молодых ребят с Красноярского института. Мне легко работать с выпускниками своего института, потому что мы говорим на одном языке. И для них это шанс увидеть мир, познакомиться с людьми.

Также у меня существует офис, который занимается всеми моими выставками по миру. Много всего происходит. Без команды работать уже нереально.

- В нашем интервью два года назад вы рассказывали, что создать что-либо в Лондоне, оказалось проще, чем в Бурятии. Изменилось ли что-то с того времени?

- Во-первых, сейчас я успокоился. Раньше я очень сильно хотел здесь что-то поставить. Ратовал за то, чтобы договориться с властями. Сейчас я уже об этом не думаю. Хотелось бы в Бурятии что-то сделать все-таки, но это же должно происходить в дружбе с людьми, которые здесь правят.

Разговаривали с министром культуры Бурятии. Я дал согласие на участие в фестивале «Алтаргана» в следующем году. Я сказал, что с удовольствием буду участвовать, привезу работы. Это нормально.

В прошлом году закончили большой проект «Центр Азии» в Туве. Это большой комплекс со стелой 17 метров в высоту. Тувинцам теперь есть что показать.

- Как проходит обычная неделя из жизни Даши Намдакова?

- Вам нужно просто быть рядом, и вы увидите срез моей жизни. Моя жизнь насыщенная, очень много летаю по миру. За год набирается огромный объем перелетов. Мир открыт, есть очень много контактов, связей с миром искусства. Приглашают – я еду, знакомлюсь. Но в одной точке нахожусь буквально пару дней. Я же скульптор. Я должен быть в мастерской, должен производить, а это миллионы точных движений. Для меня время – это самое драгоценное. Но мне нравится мой образ жизни. Что может быть интереснее, чем открывать для себя мир? Когда это удается, это счастье.

- Вы все также считаете свою работу скорее ремеслом, чем искусством?

- Да, я к этому отношусь проще. Есть люди, которые говорят о своей работе очень высокопарно. Я человек приземленный, для меня это работа, которую делаю с огромным удовольствием. И когда моими работами интересуются - для меня это тоже счастье. Не хочу вокруг своей работы создавать какие-то мифы, говорить высокопарные слова. Это ведь только слова.

- Но ваши образы уникальны, это искусство, которые многие пытаются копировать. Откуда это приходит?

- Ну, не знаю, приходит откуда-то (улыбается).

Автор: Ирина Нимацыренова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях