Общество
3250

Латвия: «Бурятия – неизвестная земля»

Прибалтийский портал рассказал о переселении в Бурятию

Фото Александра Гармаева

Интересная публикация появилась сегодня 23 июля на сайте латвийской газеты «Вести сегодня». Главный редактор этого издания Игорь Мейден рассказал своим читателям о Бурятии. Приводим этот материал («Сибириада начинается около Байкала») с небольшими сокращениями.

- Бурятия и теперь для многих остается terra incognita — «неизвестной землей». Где она? А знаете, что большая часть самого глубокого и чистейшего озера земли — Байкала — находится именно в Бурятии? – спрашивает автор.

Ее словно опоясывают ветки БАМа и Транссиба, на юге идет жар со стороны Монголии, а на севере густая тайга постепенно тает в тундре до самого горизонта. Бурятия — это широкая душа могучей Сибири — земли настолько разной, что диву даешься, дыхание перехватывает, а сердце начинает биться сильно–сильно. И вот уже несколько лет эта республика принимает переселенцев. Ждет она и латвийцев. На рынке труда Бурятии ежедневно предлагают более десяти тысяч вакансий — от специалистов по IT–технологиям до агрономов и строителей.

Земля приоритетная

Бурятия — республика, у которой в Госпрограмме оказания помощи в добровольном переселении в Россию особый статус: они приоритетная территория. А это значит, что здесь соотечественникам предлагают особые условия. Об этом сообщил начальник отдела паспортной работы УФМС Бурятии Сергей Кунейкин:

— Во–первых, участнику Госпрограммы выделяется 240 000 рублей (около 4500 евро) и каждому члену его семьи — по 120 000. Полностью компенсируется дорога, оформление необходимых документов и перевозка многотонных контейнеров с вещами.

Во–вторых, уже в рамках региональной программы соотечественникам выделяют земельный участок в любом районе, где потом можно на самых выгодных условиях строить дом. Участок можно попросить хоть в тайге, хоть в тундре, хоть в степи, хоть на самом берегу Байкала. Эта программа открывается переселенцу, как только он получает российское гражданство, что занимает всего–то три месяца. А пока человек еще не получил землю и не построил дом, ему помогают с жильем, — подчеркивает Сергей Анатольевич.

Если в самом начале, когда Бурятия только подключилась к Госпрограмме, предлагали переселенцам лишь несколько районов, то теперь соотечественникам открыта вся республика. Уже в этом году тут готовы принять сотни переселенцев с семьями. Если говорить о рынке труда в республике, то бывает до 10 000 предложений от службы занятости. Средняя зарплата по республике — 22–23 тысячи рублей, а прожиточный минимум — 7 тысяч. Всегда в приоритете: специалисты системы здравоохранения, в сфере образования, сельском хозяйстве и туристической отрасли.

Если говорить о сельском хозяйстве, то сейчас работодатели обустраивают заимки в разных районах. Там переселенцы сезонно смогут жить в комфортных условиях и работать вдали от крупных населенных пунктов на полях и пастбищах. В промышленных районах нужны водители тяжелого транспорта. В Баунтовском и Муйском районах, где добывают полезные ископаемые принимают геологов, геодезистов, водителей и других специалистов, готовых работать и вахтовым методом, и постоянно.

Больше всего пока переселилось людей в Селенгинский район,. Но в республике особенно заинтересованы в том, чтобы соотечественники ехали на север, где масса возможностей найти хорошую работу и жилье. Так, в Баунтовском районе один переселенец работает коневодом — и очень доволен. Его на месте встречал работодатель, возил, показывал окрестности, помогал с обустройством. А в Тункинском районе переселенец из Узбекистана пару лет назад быстро поднялся по служебной лестнице и стал замдиректора на предприятии, добывающем золото.

— В свою очередь в столице, в Улан–Удэ, охотно принимают специалистов высокой квалификации — в медицине, образовании, а приоритет у тех, кто хочет заниматься и развивать науку. Студенты и научные работники Бурятии нужны как воздух! — замечает Сергей Анатольевич.

Туризм в горячей степи

Несколько раз автору довелось побывать и в прекрасном Джидинском районе (он граничит с Монголией), центр которого — село Петропавловка.

- Там меня встречали друзья — буддийские ламы, у которых жил в дацанах, в степи среди ароматных трав. И в этих краях ждут соотечественников! Вот прямо сейчас тут нужны врачи, учителя, строители, агрономы, профессионалы по деревообработке, - сообщает Игорь Мейден.

Недавно появился большой инвестор, продолжает автор, строящий транспортный переход из Монголии в этот район — для перевозки угля. В селе Джида будет угольный терминал, где нужны профессионалы, способные руководить процессом. Раньше в Джиде дислоцировалась воинская часть, но несколько лет назад ее перевели, и теперь тут планируют по–новому развивать поселок. Из Монголии сюда будет поступать уголь, а потом его начнут развозить в другие российские регионы. В районе созданы четыре инвестиционные площадки — сельскохозяйственные: идет строительство откормочных комплексов и комбикормового завода. Сейчас принимают заявки от инвесторов и разных специалистов, готовых там работать.

Отдельно стоит развитие эко–туризма, на который возлагают большие надежды, поскольку район считается одним из самых необычных в Бурятии. Здесь разработали большой проект «Белые озера» — маршруты к о водоемам Боргоя. Место уникальное.
Есть и проект по развитию сельского туризма, например, создана этно–деревня в месте Улзар для популяризации исконной культуры и традиций бурят. Оттуда намерены проложить конные маршруты до целебного соленого озера Таглей. У района огромный туристический потенциал, о чем известно и в России, и в Китае, и в Европе. Нужны специалисты в туристической сфере.

Север — там, где тепло

Открыт для переселенцев и самый север Бурятии., Здесь те, кто хочет «увидеть старину», останавливаются в Нижнеангарске — уютном поселке, душевном и теплом даже зимой в самые лютые морозы. Тут маленькие домики с резными наличниками на окнах и оградками, которым может позавидовать любой краеведческий музей. Кажется, хозяин одного дома старался перещеголять другого в своем искусстве. Ходишь по Нижнеангарску — все с тобой вежливо здороваются, расспрашивают, зовут в гости, а там уже обязательно накормят омулем или хариусом (харюзком — как здесь говорят), нальют рюмочку настойки на таежных ягодах, а в дорогу дадут хлеб и молоко.

- Вы в европейских городах такое видели? Вот и я о том же, - отмечает автор.

В Нижнеангарске находится и администрация Северобайкальского района. Он по размеру больше всей Латвии. Жизнь здесь, мягко говоря, отличается от прибалтийской... Но кто сказал, что это минус? Поселений тут больше всего вдоль БАМа, а северней — места эвенкийские, где люди занимаются традиционным делом — оленеводством, например, в селе Холодное. Тут живут эвенки разных родов: киндигиры, шамагиры, удыгиры и чильчигиры.

Главное, чем север славен, это месторождения, где добывают полезные ископаемые. Так, латвийцев охотно примут на разработке новых месторождений — цинка (а в сопровождении его — свинец). Там 25 процентов всех российских запасов цинка, и 10 — мировых! В районе и золото добывают, и минералы. Работают тут чаще всего вахтовым методом: живет человек, например, в Улан–Удэ или Северобайкальске и на определенное время, обычно на месяц, выезжает «золото рыть». Кстати, на добыче полезных ископаемых самые высокие зарплаты. Тут и 100 000 рублей считается вполне обычной зарплатой (более 1500 евро!).

Но тут люди не только зарабатывают прилично, но еще примиряются с собой и учатся жить в гармонии с природой. Несколько лет назад сам был свидетелем, как группа российских предпринимателей (ТАКОГО уровня, что Латвии и не снилось!) отправилась на катерке сажать ивы на уникальном острове Ярки. Остров шириной каких–то полсотни метров, а в длину аж шестнадцать километров. На нем заканчивается Байкал, а за островом — Ангарский Сор: система озер и болот между устьями Верхней Ангары и Кичеры. Таких островов в мире — единицы. Ивы своими корнями спасают остров от размывания, удерживают песок.

- Самые разные люди со всей Бурятии регулярно приезжают сюда — посадить свою иву. Посадил несколько ив и ваш автор. Наверное, теперь они уже стали выше меня. Пусть растут и дальше, - завершает свой рассказ Игорь Мейден.

Автор: Леонид Актинов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях