Это более 1 200 километров от Улан-Батора. И практически в 20 километрах от границы с Закаменским районом Бурятии. Встретились с потомками бурят, вынужденных массово эмигрировать сюда в начале XX века.
От поездки - ощущение соприкосновения с нетронутой первозданностью. Запросто можно увидеть спокойно сидящего на ближайшей сопке огромного грифа и гуляющих по степи длинноногих журавлей.
Но самое яркое впечатление произвели жители аймака. Они сохранили все традиции и обычаи своих бурятских предков. Невероятно искренние в общении и щедрые на гостеприимство скотоводы. В каждом дворе огромное количество домашнего скота: коровы, лошади, овцы и козы.
Во всем остальном местные буряты очень неприхотливы, скорее даже аскетичны. Дома лишены богатого убранства. Только самое необходимое для жизни: печь-буржуйка, стол, кровати.
До сих пор в их домах неизменные блюда - аруул, боовы, урма, саламат, борц, домашнее масло и свежесваренный зеленый чай, густо заправленный молоком. В каждом доме гостю с уважением предложат кумыс и тогонэ архи.
Во многих семьях сохранены предметы быта, которыми пользовались еще их бабушки и дедушки. По сути, антикварные вещи, а для самих хозяев это памятное наследство.
Отличительная особенность - все местное население проживает в деревянных домах. Богатые леса позволяют им возводить скромные постройки для проживания и для содержания скота. Но, как и в юртах, все двери в их домах обязательно «смотрят» на юг.
Единственные предметы цивилизации в быту бурятских кочевников – солнечные батареи, спутниковые антенны и интернет. Связь с внешним миром только через телевизор, откуда они и узнают все новости. У большинства даже нет сотовых телефонов.
Здесь связь поколений неразрывна. Дети регулярно навещают родителей. Приезжая из сомонных центров и городов, они впрок снабжают их необходимыми продуктами: макаронами, крупами и чаем. Основная пища под рукой. Коровы дают молоко, из которого готовится вся белая пища. Хлеб здесь пекут по старым обычаям в печи. Дикий лук и чеснок растут повсюду.
Автомобиль имеется у каждого скотовода. Причем преимущественно это внедорожники, минивэны либо грузовички. Потому что здесь нет дорог в нашем российском понимании. Это проселочные наезженные колеи без указателей направления.
Чтобы встретиться и пообщаться с соседями, нужно либо на лошади, либо на машине поехать только им известными дорогами. А пролегают они то по степи, затем вдоль горной реки, то устремляются высоко в гору, а затем резко оказываешься перед раскинувшейся в низине между гор долине.