Проблема самоволок в Улан-Удэ становится всё более острой и напряжённой. И хотя большинство предпочитают разбирать свои дома самостоятельно, не дожидаясь визита судебных приставов, власти республики заговорили о возникновении социальной напряжённости.
- На сегодня 35 жилых строений уже снесены, из них 32 – добровольно, и 3 в принудительном порядке, – отметила на брифинге 10 августа министр имущественных и земельных отношений Бурятии Маргарита Магомедова. – Конечно, такая ситуация совершенно не устраивает ни главу Бурятии, ни правительство, ни Народный Хурал.
Напомним, недавний снос «нахаловки» в посёлке Солдатский перерос в настоящее сражение между самовольщиками и судебными приставами: последних закидывали камнями и угрожали расправой. Широкий резонанс в СМИ получил и случай на Левобережье, когда без крыши над головой осталась 85-летняя ветеран тыла.
Угрозы и рукоприкладство в таких ситуациях уже становятся своего рода традицией: доведённые до отчаяния люди, готовы, кажется, на всё, что угодно, только чтобы сохранить своё жильё – порой единственное.
В целом, на сегодня в Улан-Удэ около 8000 самовольщиков. Кто-то не может оформить право собственности на землю из-за зоны паводка, кто-то – из-за того, что участок расположен на федеральных землях. Но главной причиной называют пробелы в законодательстве.
- Земельное законодательство, которое предусматривает случаи предоставления участков под строительство жилых домов, претерпевало изменения, – отметила Маргарита Магомедова.
Так, к примеру, согласно Земельному кодексу 1992 года, получить землю гражданин мог по решению администрации совхоза, предприятия, организации или учреждения и даже общего собрания членов колхоза. А работодатели выделяли участки своим подчинённым под индивидуальное жилищное строительство. До 1991 года землю предоставлялись в упрощённом порядке, никаких требований к регистрации прав на неё не предъявлялись.
С вступлением федерального закона № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» госрегистрация стала единственным доказательством права на участок. Тех, кто не успел её пройти, записали в самовольщики. Постройки, возведённые до 1991 года, стали считаться незаконными.
- Нельзя с этой ситуацией соглашаться, – считает Маргарита Магомедова. – Конечно, было много претензий, связанных с тем, что кому-то участки представляются бесплатно, а кто-то вынужден приобретать по торгам. Но, тем не менее, в Земельном кодексе прописано, что регионы могут самостоятельно определять случаи, когда земли выделяются бесплатно. И мы поставили перед собой задачу помочь гражданам, которые проживают в своих домах десятилетиями и для которых это единственное жильё.
В первую очередь, правительство намерено «закрепить» за самовольщиками земельные участки, а уже потом – право на дом.
Однако, пока в битве за права владельцев незаконных строений власти, судя по всему, проигрывают. Так, Левобережье, где расположено несколько сотен так называемых «нахаловок», хотели превратить в зону сельхозназначения и, таким образом, решить проблему. Однако в дело вмешалась прокуратура.
- Они вынесли предостережение, что участки под ДНТ можно выделять только из фонда перераспределения земель, и мы вынуждены были отказаться от этого варианта, – сообщила министр.
На февральской сессии Народный Хурал принял новый республиканский закон, который позволяет оформить в собственность дома, построенные до вступления в силу Земельного кодекса России – то есть до 2001 года. Однако тогда и прокуратура республики, и правовое управление самого Народного Хурала дали отрицательное заключение на проект закона. Сейчас идут судебные разбирательства. Власти намерены отстаивать свою позицию до конца.
- Верховный суд республики подтвердил право Хурала принять такой закон, подтвердил, что он соответствует федеральному законодательству. Но в связи с апелляционной жалобой он фактически не действует, – добавила Магомедова.
Чью сторону примет суд, станет известно уже 2 сентября.. Кроме того, в сентябре на рассмотрение депутатов республиканского парламента планируется внести законопроект, который расширит категорию граждан, претендующих на узаконение самоволок.
Проблема самовольных строений, по словам Магомедовой, особенно остро стоит в Улан-Удэ и Иволгинском районе Бурятии. В Минимущества отмечают: правительство лишь отстаивает интересы жителей и делает всё возможное, чтобы искусственно не порождать категорию так называемых БОМЖей.
- Мы не призываем нарушать закон и получать земельные участки. Ни в коем случае, – уточнила Маргарита Магомедова. – Мы заинтересованы в том, чтобы у каждого гражданина было своё жильё, оформленное юридически.