13 августа в Улан-Удэ состоялся уже второй «круглый стол», посвящённый действующему градоначальнику. Его организатором и модератором выступил гендиректор газеты «Улан-Удэ. Город добрых традиций» небезызвестный Батодалай Багдаев.
Участие в дискуссии приняли члены молодёжной палаты горсовета, «малогвардейцы» республики и общественные деятели. Между прочим, к улан-удэнским властям вполне дружественные.
Единственным оппозиционером на круглом столе с говорящим названием «Четвёртый том Аристотеля» выступила известная в Бурятии активистка Надежда Низовкина. Вопросы обсуждались самые разные – от деятельности «оголтелых» СМИ и правильного взаимодействия с журналистами – до того, кто стоит за «чёрным пиаром» против мэра Улан-Удэ. А итогом мероприятия стала инициатива о создании общественного движения в поддержку Александра Голкова. Правда, появится оно только если сам градоначальник этого захочет.
Журналистов нужно любить
В начале дискуссии слов взял модератора Бато Багдаев.
- У нас в Бурятии за долгие годы сформировалась очень сильная четвёртая власть – газеты, телевидение, интернет-ресурсы, – сказал он. – Но, к счастью или к сожалению, у нас сложилась традиция, когда множество независимых СМИ очень критически освещают события, происходящие в республике. Порой даже доходит до очернения действующей власти.
Есть ли предел свободе слова и чем она ограничивается – таким вопросом задался вопросом Багдаев. И сам же ответил: «Законом!».
Далее он перечислил СМИ, которые, по его мнению, распространяют ложные и порочащие сведения в отношении политиков и государственных органов.
- Журналистов нужно любить и уважать и, в то же время, закон и общество должны предъявлять им требования проверять информацию, не допускали ошибок и не распространяли сведения, порочащие человеческую честь и достоинство, – добавил модератор «круглого стола».
Не СМИ, а госслужащие?
- Какими бы вы хотели видеть СМИ Бурятии, и насколько они объективны в освещении происходящего? Нужна ли, вообще, какая-то оголтелость по отношению к власти со стороны журналистов, безудержная критика, переходящая в критиканство? – довольно пространно обозначил Бато Багдаев тему дискуссии.
СМИ должны быть свободными от любых «регистрационных требований», заявила активистка Надежда Низовкина.
- Я считаю, что зарегистрированное издание уже в любом случае не может быть независимым. Если оно проявит себя каким-то нежелательным образом, его лишат регистрации, и после этого оно станет самиздатом, нелегальной прессой, – подчеркнула она. – Нелегальная пресса – сила действительно независимая, но у неё очень небольшой потенциал. А что касается зарегистрированных СМИ, совершенно неправильно расценивать их как четвёртую власть. Никакой властью они не являются, это всего лишь орудие или, иначе говоря, оружие в руках органов власти.
По мнению Низовкиной, журналисты – вовсе не журналисты, а чиновники.
- Журналист этих СМИ является фактически госслужащим: его принимают на госслужбу и называют при этом журналистом. Он ходит в футболочке, ведёт себя независимо, а на плече у него висит фотоаппарат. На самом деле это государственный служащий, но только без дресс-кода. Но другой код у него в голове всегда – это код лояльности: он прекрасно понимает, что органы власти будут реагировать на его публикации. Они всегда реагируют. Но не после выхода материала в свет, а до, – отметила активистка.
Участники круглого стола начали переглядываться, а Надежда Низовкина, между тем, продолжала рассуждать о роли и значении СМИ в обществе.
- Они приходят и говорят, какие ошибки необходимо допустить, какую пустить дезинформацию, в чём необходимо накосячить. Любые ложные сведения – это вовсе не результат ошибки или непрофессионализма. В 99 % случаев это исполнение прямого указания, если, конечно, газета или телевидение не хочет превратиться в самиздат – слабые, тонкоголосые издания, которые, тем не менее, несут правду, – отметила она.
Не надо впадать в крайности
«Очень резкое заявление». Так охарактеризовал выступление Надежды Низовкиной Багдаев.
- Я уже 20 лет в журналистике работаю – и в газетах работал, и на телевидении, и сейчас издание возглавляю. И честно скажу: ни одного чиновника, который бы пришёл и указывал, не было. Когда я работал на одной из телекомпаний, директор нас ругал: почему так мало и слабо ругаете власть, где ваши выводы? Откуда ты это взяла? – удивлённо поинтересовался он у Низовкиной.
Среди органов власти тоже существует конкуренция, заявила в ответ активистка.
- Один орган хочет на некоторое время «потопить» другой, и, судя по всему, какой-то орган вашей газете помог расправиться с каким-то другим. То есть, иногда бывает, что у дракона три головы, одна кусает другую, а вторая кусает третью, – пояснила она.
- Так же и должно же быть? – удивился Багдаев.
- Это правильно, когда пресса является самостоятельной силой, а не орудием – зубами, огнём или клыками – какой-нибудь из голов, – парировала Надежда Низовкина.
-Не надо впадать в крайности, - вступил в разговор известный в республике политический деятель Лазарь Бартунаев.
- Я работал в журналистике шесть лет и ни от кого не получил ни одного указания. Были попытки, но они закончились печально, – рассказал он. – Чтобы кто-то нас цензурировал? Это просто невозможно! Так что не надо тут перебарщивать. Перед каждым изданием стоит проблема финансового выживания. И если общество чувствует, что это СМИ аффилировано с властью, интерес сразу падает.
Бато Багдаев и Лазарь Бартунаев ещё немного понастальгировали по временам совместной работы на телевидении. А после «лирического отступления» участники круглого стола перешли к суровой реальности. Обсудили, что такое «объективность» и «адекватность» журналиста. Рассуждали о том, как при помощи статей и ТВ-сюжетов добиться реакции со стороны властей. Поспорили, надо ли бороться за правду. И перешли к «вопросу дня».
«Чего только не пишут...»
- Давайте обсудим последний вопрос повестки – чёрный пиар против Голкова и кто за этим стоит, – предложил Бато Багдаев. – На протяжении последнего года, ровно после выборов, чего только наша пресса про нашего мэра не пишет!
Он привёл в качестве примера материал, размещённый на одном их популярных интернет-сайтов. Напомним, 11 августа в эфире программы «Спросим прямо» на телеканале «Тивиком» мэр города Александр Голков заявил, что средств, которые выделяются на цветочное оформление Улан-Удэ, недостаточно.
- Если позиционируем наш город как город туристических прибытий, конечно, цветочное оформление должно присутствовать, чтобы привлекать туристов и создавать хорошее настроение. Без этого туризм развиваться не может, – процитировал его слова Багдаев.
По мнению автора публикации, цветочное оформление никак не может быть связано с уровнем турпотока. О чём он и сообщил в своей статье. Участники же дискуссии с этим мнением не согласились. И даже возмутились.
- Мне не совсем понятно, что плохо сделал нас мэр. Он сказал, что цветы – это неотъемлемая часть украшения города для привлечения туристов. И я с этим согласен, – отметил член молодёжной палаты горсовета Валерий Томсон. – Я недавно был в Чите: мало того, что это серый город, он ещё и с минимальным цветочным оформлением. И кардинально отличается от Улан-Удэ.
Движение в поддержку
- Перевернуть слова Александра Голкова любым способом – главная цель «оппозиционеров», - добавил Томсон. - Я предлагаю создать общественное движение в поддержку нашего мэра. Думаю, что нам, молодёжи, надо помогать мэру позиционировать себя как грамотного управленца и всячески его поддерживать.
По его мнению, в движении в поддержку мэра «не должно быть никакого политического подтекста».
- На моём опыте было такое движение в поддержку мэра Айдаева, – встрепенулся Багдаев. – Оно называлось «Мой любимый город», но за пять лет они ничем не отличились.
Тут слово опять взяла Надежда Низовкина.
- Я вас послушала, такое ощущение, что мы в разных городах живём, о каком вообще цветочном оформлении может идти речь, когда у нас половина деревьев сгорела? – заявила она.
В итоге движение всё же решили создать. Только называться оно будет по-другому – движение по поддержке муниципальной власти. Это и стало главным итогом «круглого стола».
А на вопрос - «Кто стоит за чёрным пиаром Голкова?» - Бато Багдаев уверенно заявил:
- Реваншисты. Айдаевцы. Чиновники, отстранённые от власти, – резюмировал генеральный директор газеты «Улан-Удэ. Город добрых традиций».