Конкурс открыл новые имена
Светлана Имихелова, профессор кафедры русской и зарубежной литературы БГУ, доктор филологических наук:
- Свое участие в конкурсе оцениваю не только как член жюри, но и как специалист, озабоченный состоянием современной бурятской литературы. В отсутствие полноценного литературного процесса, надлежащего состояния литературной критики нашим писателям, зрелым и молодым, приходится несладко. Да, старшее писательское поколение уже сложилось и им, может быть, и не нужны какие-то подпорки. А вот в них нуждаются только что вступающие на литературную стезю молодые писатели.
Так что конкурс, содействуя процессу свежего притока в нашу литературу новых сил, помог молодым его участникам как-то оценить свой потенциал взглядом со стороны. Пусть речь идет о массовых жанрах, которые больше относятся к развлекательной сфере, но проба пера и в этих жанрах может оказаться полезной. Да и кто сказал, что эта сфера далека от настоящего искусства, что незатейливые истории не затронут серьезные, волнующие общество вопросы. Тем более что во всех номинациях жюри столкнулось с рассказами, достойными быть опубликованными и под серьезными рубриками.
Да, члены жюри часто расходились во мнениях, субъективность трудно исключить, да и сама конкурсная ситуация уже ведет к издержкам, когда трудно в большой руде отыскать золотник. Можно припомнить немало случаев в истории, когда современники не смогли по достоинству разглядеть шедевр. Мне самой многому пришлось удивляться, когда оглашали победителя в каждой номинации.
Вместе с тем считаю, что все члены жюри пытались беспристрастно, объективно подойти ко всем представленным текстам. Конкурс открыл новые имена, подчеркнул перспективы тех, чьи имена уже на слуху (Галсан Нанзатов, например), подтвердил уровень уже маститых авторов. Как пожелание устроителям конкурса могла бы посоветовать в будущем номинацию «Авантюрный».
Благодарна издательству «НоваПринт» за эффективную работу с читателем в то время, когда чтение перестало быть приоритетной деятельностью. Вернуть чтение хотя бы в досуговую сферу жителей нашей республики считаю главным ценным импульсом завершившегося литературного конкурса.
Новые таланты в стране победивших хоббитов
Виктор Балдоржиев, поэт, прозаик, публицист, переводчик, член Союза писателей России, Забайкальский край:
- О существовании какой культуры вообще, искусства или литературы в частности, возможно вести речь в стране, где победили хоббиты и орки? Не лучше ли для некоего прояснения в мозгах, а также для сбалансированности собственной значимости в своих глазах и в реальном отражении жизни заняться астрономией?
Примерно такие сарказмы «грызли» мои мозги, мешая сосредоточиться на более серьезных мыслях, но в это время издательство «НоваПринт» предложило мне ознакомиться с литературными материалами объявленного им конкурса «Новая проза».
Номинаций было четыре – «Дамская», «Триллер», «Приключенческая», «Детектив». Раз за разом я получал материалы и внимательно вчитывался в каждый, пробуждая в памяти прошедшие десятилетия, напомнившие о себе ожившими вибрациями былого напряжения.
Изучая материалы, я вновь открывал для себя, что за десятилетия существования советской власти и постсоветской разрухи в Бурятии и национальных округах не могла не появиться и не оградить себя «русско-бурятским железным занавесом» своеобразная культура, которой смертельно опасались люди, подобные мне. Во-первых, при свободном входе выход за круг этого занавеса был практически невозможен, во-вторых, сумевший выползти за этот круг должен был неминуемо исчезнуть в жерновах большого молоха, где выстоять и утвердиться можно было только чудом. Лучше уж в этом молохе жить.
Конечно, не все так было мрачно, думал я, читая дальше, и передо мной являлись современный Улан-Удэ и совершенно другая уже жизнь. Но ведь эти авторы, которые сегодня пишут некую новую прозу, опираются на что-то? Конечно, не дай бог, им опираться еще и на кого-то. Всякий автор не повторение кого-то, а продолжение искусства вообще...
Мне казалось, что эти авторы некогда присутствовали в моих мыслях. Ведь в той не столь уж мрачной ситуации иногда вспыхивала крамольная надежда, что смесь, которая выглядит нелепицей, станет сплавом, древом культур многих народов и когда-нибудь созреют плоды такого древа.
И вполне возможно, что именно из таких кругов выйдет искусство, которое, либо став наследницей старой культуры, либо пробив новую дорогу, займет равное и своеобразное место в мировой культуре...
Возродив давнюю мысль и мечту, скрупулезно, с неослабевающим интересом я прочитал все отправленные мне работы. Хоббиты и орки отступили. Крамольная надежда стала реальностью Процесс идет, люди творят, мечтают, оттачивают свои таланты. Да, все еще небрежно, с наскоку, поверхностно, торопливо.
Но в поданных на конкурс материалах или заготовках, которые станут литературными рукописями для изданий (а это весьма ощутимо), есть очень талантливые строки, организованный порядок слов, делающий их литературой, глубина и угол зрения некоторых авторов позволяют живописать им словами. Характерно, что в этом конкурсе смешались работы людей разных возрастов, а значит, у меня была возможность ознакомиться с разными уровнями формирования стереотипов, видения мира, отношения к человеку и к правде жизни.
Более всего меня обрадовали не люди моего, старого, поколения, а авторы, которые появились именно с хоббитами и орками. Им, если они пожелают этого, и побеждать их. Им жить. (Не забудьте о нас!) Время им еще не поставило диагноз. Сегодня они здоровы.
Границы культурного круга «с русско-бурятским железным занавесом» давно размыты, они исчезли, «аквариум» лопнул, осколков не собрать, течения не остановить. Главное, чтобы «государевы холопы» не попытались вмешаться и повернуть течения этих рек по своему усмотрению: никому потом нельзя будет пить. Вечное с временным не ведет диалоги.
Таланты, если это таланты, пробьют себе русла сами, отточат свои способности и навыки сами. И, если это необходимо, продадут свой «товар» сами. Нужно упорно двигаться к профессионализму. Одному. Без никакой помощи, не оставляя себе ни одного шанса для жалкого выживания. «Никогда не просите у сильных...».
Ведь подлинный талант никогда и никого не критикует, не сопротивляется переменам жизни, не имеет чувства страха и вины за что-то, перед кем-то и чем-то. Талант обладает другими, неизмеримо мощными, свойствами, чем установки всегда и давно прошедшего времени, которое надобно простить и предать забвению, оставив только любовь. Напряжение мысли ослабевает его полет. «Считай, что не бил, а одарил тебя силой» – этой небрежной фразой одного из авторов конкурса я и закончу фиксацию своих впечатлений.
Бурятия нуждается в собственной разножанровой литературе
Наталья Стефани, специалист по связям с общественностью Национальной библиотеки Республики Бурятия, журналист-фрилансер:
- Литературный конкурс издательства «НоваПринт» «Новая проза», безусловно, нужно только приветствовать и пожелать, чтобы он проводился ежегодно. Бурятия нуждается в собственной разножанровой литературе. У нас переиздаются произведения, написанные в дореволюционный и советский периоды. Стоит вспомнить (и поблагодарить за это авторские коллективы) такие проекты, как 3-томное издание «Антология бурятской литературы» или 15-томное издание «Таёжная, озёрная, степная» на русском и бурятском языках. У нас выходят и новые произведения молодых авторов, однако их недостаточно и в основном преобладает историческая тематика.
А молодых жителей республики интересуют истории о людях, похожих на них, живущих в реалиях сегодняшнего дня. И это действительно интересно. Знакомство с рассказами, присланными на конкурс, продемонстрировало многогранность и многоликость окружающей нас действительности. Нам есть о чём писать в разных жанрах. И главное, есть кому писать. Некоторые работы лично у меня просто вызвали восхищение и глубиной темы, и присутствием литературного языка, и умением последовательно выстраивать сюжет. Особенно мне понравились рассказы «Гибель Цаганской долины» Ирины Булдаевой в номинации «Дамский», «Расставание» в жанре «Триллер» Александра Бузина, «Двойное дно» LadyMи, «Пассажир» Галсана Нанзатова в жанре «Приключенческий». Считаю, что с авторами этих рассказов можно строить долговременные отношения на написание новых произведений. Они точно справятся и уже скоро порадуют нас новыми интересными книгами.