Страшные пожары в тайге Бурятии не дают покоя ученым. Те пытаются объяснить, почему тайга вспыхивает в тех местах, где по определению, не бывает человек. Не секрет, что очаги пожаров то и дело регистрируются в самых отдаленных, труднодоступных и горных местностях. Там не появляются охотники, не ходят туристы. Однако лес вспыхивает там со странной периодичностью. Отметим, что некоторое время назад на эти странные ЧП обратил внимание полпред Президента России по СФО Николай Рогожкин.
Он заявил, что не понимает, как в одно и то же время могло загореться такое количество леса в разных районах, - сообщало ИА "Забмедиа". Правда, тогда речь шла о Забайкальском крае.
- Я готов выслушать учёных, шаманов, всех, кто может это объяснить. Причём, вспыхивает в самых труднодоступных местах. Как это может быть? - сказал Рогожкин. - В эти труднодоступные места даже хорошо подготовленный человек не заберется. Тогда давайте предположим, что действует диверсионная группировка, которая одномоментно устроила поджоги?
Позже о версии с «диверсантами» забыли. Причиной пожаров в глухой тайге стали называть «сухие грозы». Но затем и эта гипотеза была отвергнута. Причем сделал это министр ЧС России Владимир Пучков, которые заявил, что «понятие сухие грозы чиновники придумали сами для себя».
Сейчас появилась еще одна версия – газ. На телеканале «Вести» метеоролог Мария Киреева попробовала разобраться в причине быстрого распространения пожаров в Бурятии.
- Есть гипотеза, что тайгу на Байкале поджигают озон и водород. В течение последних двух месяцев в окрестностях Байкала отмечается существенный дефицит озона. Самая большая отрицательная аномалия наблюдалась в конце первой декады августа. Именно тогда пожары начали активно распространяться. В среднем за июль-август концентрация озона в регионе была на 9% ниже нормы, при этом температура оказалась выше нормы на 3°. Взаимосвязь озоновых и температурных аномалий – очевидный факт, - сказала она.
- Под воздействием жесткого ультрафиолета озон постоянно распадается. В результате, выделяется много тепла. Когда в озоновом слове возникает брешь, сквозь атмосферу проходит больше ультрафиолета. Разрушение озона начинается у поверхности земли. Некоторые подсчеты говорят о том, что в июле-августе эти процессы могли прибавить к показаниям термометров в Байкальском регионе лишних 6 градусов, - сообщила Киреева. - Дальше-больше. Мы задумались, что же разрушило озоновый слой над Байкалом. Каких-то супермощных предприятий здесь нет, а кое-где вообще дикая тайга. По одной из гипотез, изменения концентрации озона связаны совсем не с человеческой деятельностью, а с выходами из глубин Земли двух очень горючих газов – водорода и метана. Они же потом не дают природным пожарам потухнуть, подпитывая пламя.
- За счет прихода ультрафиолета и присутствия метана идут активнейшие озонообразующие реакции, и в 2-3 раза возрастает концентрация приземного озона, который с горючими газами создает легковоспламеняющуюся смесь. Она способна вспыхнуть сама, - подтвердил старший научный сотрудник кафедры петрологии геологического факультета геологии им. М.В. Ломоносова.
Версия весьма интересная. И, возможно, имеющая право на существование. Газ в недрах Бурятии действительно есть. А выйти на поверхность он мог из-за частых землетрясений на севере Бурятии. Напомним, что с начала 2015 года на севере республики была зафиксирована серия подземных толчков. Например, только за два дня (с 3 по 4 января) один Муйский район «тряхнуло» 13 (!) раз. Небольшие землетрясения фиксировались там в течение весны и всего лета. Не исключено, что они могли вызвать разломы поверхности, через которые стал сочиться газ.
Отметим, что это лишь одна из версий, требующая научного обоснования. Однако обсудить эту гипотезу с бурятскими учеными не удалось – в Байкальском институте природопользования СО РАН на вопрос о газе отвечать не стали и потребовали официальный запрос.