Так считает экс-министр финансов, глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин. По его словам, после 2016 года РФ обречена на слабый рост, не более 1,5% ВВП, и это можно оценивать как стагнацию. К 2020 году доля российской экономики внутри мирового ВВП станет очень маленькой, около 2,6%.
Высказывания Кудрина вызывают, как минимум, недоумение. Общеизвестно, что с 1991 года и до середины 90-х включительно экономика России стремительно сокращалась, в то время как мировая экономика росла. Это означает, что все эти годы доля российской экономики в глобальном хозяйстве падала. Невозможно предположить, что положение когда-либо в этом смысле было хуже, чем примерно в середине 1997 года, когда российская экономика достигла дна, а в Азии ещё не разразился финансовый кризис. При этом необходимо отметить, что с конца 90-х российская экономика росла темпами, значительно превышающими темпы роста экономики глобальной, то есть российская доля постоянно увеличивалась примерно до середины двухтысячных включительно. Да, сейчас Россия переживает не лучшие времена, но для обновления отрицательных рекордов 90-х необходима настоящая экономическая катастрофа, которой всё-таки не наблюдается.
Если строить прогноз на 2020 год, то доля России в мировом ВВП будет сокращаться и может достигнуть 1,1%. Это плохо для инвестиционной привлекательности российской экономики, её заметно обгоняют Австралия и Испания. Что можно сделать, для того чтобы догнать конкурентов и перегнать их? Со структурными реформами Россия опаздывает, они внедряются тяжело и сложно. Имеет смысл поработать с принципами монетарной политики, ведь доля российского ВВП уменьшается именно в долларовом выражении. Нужно не просто улучшить цифры на бумаге – нужно создать прочную основу для роста. Импортозамещение хромает, а ведь это очень перспективный фронт работы.