Общество
4737

Сельские жители Бурятии не знают, как сохранить свой скот

Нынешняя засуха в республике в очередной раз заставила вспомнить забытое старое: кормопроизводство

Фото russianstock.ru

Засуха обнажила ключевую проблему, без решения которой говорить о возрождении товарного и конкурентоспособного животноводства в Бурятии смешно. Мегафермы и откормочные площадки ничто без их фундамента - производства кормов.

Коровы - «соломенные вдовы»

Первые потери среди коров уже начались. Порезано и съедено скота столько, что в забойных цехах очереди до зимы. Дошло до того, что сельчане восточных районов Бурятии закупают сенаж у читинцев. Вопрос, какова цена молока и мяса, полученного на привезенных за сотни километров кормах, риторический.

- Со слезами на глазах приходится резать бычков. На дойных и стельных коров у кого рука поднимется? – со слезами рассказывает владелец небольшого стада Вандан Ямпилов. - В нашей республике отсутствует кормопроизводство как отрасль животноводства. Надо выделить производство кормов в отдельную отрасль с государственной поддержкой. Я сам по образованию агроном и понимаю, что нам позарез нужны спецхозы по семеноводству трав. Хотя бы реанимировать комбикормовую промышленность советского времени. Пусть даже кормозаготовительная техника - металлолом на колесах. Властям республики после этой засухи надо бы срочно разработать долгосрочную программу по созданию стабильной кормовой базы с определением источников финансирования на всех уровнях.

Старые песни о главном?

Чтобы оказать помощь владельцам КРС, депутаты на августовской сессии Народного Хурала РБ приняли закон о поддержке животноводов. Республиканские власти планировали пустить людей в леса для заготовки кормов и даже привлечь к этому студентов вузов.

По информации одного из информационных сайтов, на августовской сессии Народного Хурала РБ рассматривался вопрос выделения частным животноводам компенсации затрат на корм. Депутаты Народного Хурала РБ приняли закон о поддержке животноводов. Деньги (по 2 250 рублей) на прокорм одной головы маточного скота планируется выделять животноводам, имеющим больше 10 голов. Правительство Бурятии уже обратилось в Минсельхоз России для оказания помощи сельхозпроизводителям.

Как рассказал депутатам министр сельского хозяйства и продовольствия Бурятии Даба-Жалсан Чирипов, от засухи пострадали и погибли 100,7 тыс. га, или 76% от площади ярового сева. Сумма ущерба составила 534,7 млн рублей, не считая площадей естественных сенокосов, 324,2 млн рублей - подтверждённый ущерб сельским хозяйствам.

Особое беспокойство вызывает ситуация в частных подворьях, поскольку более 65% поголовья животных находится у населения. Недобор кормов составит 63%, или 331,7 тонны кормовой единицы. Всего потребность в кормах составляет более 529,1 тонны. Только сена необходимо 260 тыс. тонн, потребность в других видах кормов составляет сотни тысяч тонн.

В республике уже побывала делегация Минсельхоза РФ. В настоящее время рассматриваются вопросы компенсации части затрат на погибшие посевы, пролонгации кре¬дитов и лизинга. Соответственно, необходимо готовить документы для получения помощи.

Ситуацию с нехваткой кормов усугубила чрезвычайная ситуация, объявленная в республике в связи массированными пожарами. Людям просто запрещен выход в лес для заготовки кормов на полянах и в редколесье. Глава республики Вячеслав Наговицын не так давно заявил, что в районах, где пожары потушены или отсутствуют, районные власти должны разрешить доступ населения в леса для заготовки кормов.

Чтобы помочь сельчанам в заготовке кормов, в августе даже рассматривалась возможность, как в советские времена, привлечения студентов вузов. Впрочем, учебный год уже начался и студенты приступили к учебе.

Меры по противодействию бескормице в республике озвучиваются верные. Однако кормов не хватает уже сейчас, а деньги в помощь сельчанам, скорей всего, поступят с запозданием. Поэтому, по всей видимости, массовый забой скота в Бурятии продолжится. А к весне на фоне снизившегося поголовья может резко вырасти цена на мясо и мясопродукты. И нынешнее дешевое мясо обернется ростом цен.

Информация к размышлению

на 6,5 млн голов КРС в РФ необходимо иметь 5,5 млн га полноценных многолетних трав. Но в реальности засевается меньше потребности: в 2 раза меньше засев многолетних трав; в 1,5 раза меньше потребности засевается однолетними травами; в 4 раза меньше потребности засевается кукурузы на силос; около 1,5 тонны сена – вместимость одной тракторной тележки сена, по качеству сравнимого с соломой; три таких тележки нужно одной корове на семь месяцев зимовки, не считая зернофуража.

«Информ Полис» опросил сельчан в разных районах Бурятии, как они справляются с проблемой заготовки кормов на зиму скоту?

Эрдэм Будаев (Курумканский район, с. Гарга):
- С сеном в этом году плохо, дождя не было и земля сухая. Леса горят, кругом пожары. Местные будут забивать скот. Я вот быка продал на мясокомбинат.

Бальжинима Шагжиев (Курумканский район, с. Барагхан):
- Во многих местах трава вся засохла. Некоторые забивают скот, некоторые покупают сено. Мы пока не знаем, что будем делать, не решили.

Сюзанна Баторова (Тункинский район, с. Тагархай):
- В этом году плохо не только с заготовкой сена, у нас нет орехов и земляники. В июне совсем не было дождей. Возможно, ещё одна из причин плохой травы у нас в районе - нашествие саранчи в начале лета. Многие забивают, продают скот.

Оюна Цыренова (Закаменский район, с. Санага):
- У нас в Санаге заготовка сена почти подошла к концу. В этом году у нас травостой низкий, некоторые косили вручную в неудобьях, но заготовили всего вполне достаточно. Кое-кто даже продает сено. Мы заготовили сено в долине Хурлика. Думаю, нам хватит на прокорм скота.

Юля Лубсанцыренова (Закаменский район, с. Енгорбой):
- Сена заготовили мало, но забивать скот не будем. Мы договорились, что купим сено в Ичетуе.

Анастасия Ринчинова (Джидинский район, с. Верхний Ичетуй):
- Катастрофически мало сена из-за засухи. Даже не знаем, что будем делать со скотом.

Эрдэм Очиров (Еравнинский район, с. Сосново-Озёрское):
- В Еравне сенокос в этом году плохой из-за засухи. Ближе к зиме будем забивать скот, так как везти сено из других районов очень дорого.

Дулма Цыренова (Хоринский район, с. Тэгда):
- Мы почти завершили заготовку сена. В этом году сено плохое и его мало, скосили всё, что можно. Но у нас сенокос был удачный. В нашей деревне многие собрались сокращать поголовье, даже полностью готовы вырезать скот.

Борис Раднаев (Мухоршибирский район):
- Из-за засухи и пожара очень мало травы. Многие хотят забивать скот. Ведь сено стало очень дорогое – 15 тыс. за арбу!

Зоригто Шагдуров (Окинский район, с. Сорок):
- Как и во многих районах, у нас мало травы из-за засухи.

Арюна Жигжитова (Селенгинский район, с. Бургустай):
- Очень плохо с сеном, не дожидаясь разрешения на выход в лес, многие ищут траву для заготовки кормов в лесу. Ищем, где можно купить сено.

Юлия Турганбаева (Селенгинский район, с. Гусиное Озеро):
- Мало сена заготовили. Многие хотят забивать скот, а мы не хотим. У нас четыре коровы, будем покупать сено, но оно такое дорогое стало.

Аюна Базарова (Селенгинский район, с. Жаргаланта):
- У нас местами травы выросло достаточно, особенно в болотистых местах и там, где осуществлялся полив. Мы даже продаём сено. Но кое-где, действительно, травы было мало.

Автор: Тимур Дугаржапов, Аюна Андреева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях