Одного из членов Общественной палаты Бурятии (ОП) Владимира Маркова едва не лишили полномочий. Вопрос включили в повестку очередного пленарного заседания этой организации.
Межкомиссионная рабочая группа по регламенту и этике, рассмотрев обращение председателя комитета по межнациональным отношениям главы и правительства Бурятии Михаила Харитонова, решила, что в отношении Маркова нужно принять «соответствующие меры».
Понизил авторитет
А поводом послужила история, которая произошла ещё несколько месяцев назад – в конце июля. Тогда между Владимиром Марковым и сотрудником охраны одного из правительственных зданий произошёл конфликт.
По официальной версии, изложенной в представлении Совета ОП, первый допустил в адрес охранника по фамилии Прокопьев грубые и некорректные высказывания и даже применил к нему физическую силу. Кроме того, он «проводил мероприятие вне плана работы палаты на год и на календарный месяц, без предоставления заблаговременно информации о теме, дате, времени и месте проведения этого мероприятия и списка участников».
Всё это, по мнению отдельных представителей Общественной палаты, привело к снижению её авторитета и создало основания для подрыва доверия к её деятельности.
«Вот и вся история»
Теперь – версия неофициальная. «Мероприятие», о котором идёт речь – собрание членов специальной рабочей группы по самоволкам, где Владимир Марков председательствует. Встречу решили провести 29 июля в правительственном здании напротив Бурятского государственного театра оперы и балета (на Ербанова, 7). Причём Владимир Марков предупредил ответственных лиц об этом заранее.
- Наш аппарат, который был лично предупреждён мною об этом собрании, вдруг исчез. В один миг. Никого нет вообще. Ладно, я жду... 15, 20 минут. Рабочая группа уже возмущается: «Вы что, Владимир Иванович, пригласили нас, а никого нет, и никто не хочет предоставить помещение. Где же нам вырабатывать решения-то вообще?». Мне было неудобно перед людьми.
Общественник попросил у сотрудника охраны ключи от одного из кабинетов. Но тот оказался не очень-то сговорчивым.
- Надо было что-то предпринимать, искать другую аудиторию. А охранник говорит: «Я ничего не знаю. Сказали не давать вам ключ». Я отстранил его и сказал: «Давайте я сам поищу, где ваши ключи спрятаны». Естественно, никакой потасовки и драки не было. Я не такой человек, чтобы драку устраивать. И это подтвердят всё 15 членов нашей редакционной комиссии, – рассказал Марков.
Далее события разворачивались следующим образом. Охранник Прокопьев заявил, что ключей у него и вовсе нет. Обстановка накалялась. Любопытствующих становилось всё больше. Но в итоге помещение всё же предоставили.
- Вот и вся история, – заявил Владимир Марков.
Впрочем, по его словам, ситуация с исчезнувшими ключами и упрямым сотрудником охраны повторялась неоднократно.
- Вот в кошки-мышки, точно как дети играют с нами... Я подумал, что мы, уважаемые коллеги – заложники этой системы «некорректного отношения», когда с нами вообще не считаются правительственные чиновники, – отметил общественник. – А мы-то кто для них? Просто пешки, да? Так вот, я всё-таки призываю вас объективно отнестись к этому вопросу в дальнейшем.
«Никто не спросил»
Но инцидент с сотрудником охраны, как выяснилось – не единственная провинность Маркова. Он, оказывается, неоднократно «нарушал кодекс чести» Общественной палаты, уверены в группе по регламенту и этике. Во-первых, «неоднократно отсутствовал» на заседания самой ОП и «заседаниях комиссии», а вот почему – не объяснил. Во-вторых, направил от имени членов палаты обращение письмо в адрес российского президента, «не будучи на то уполномоченным».
Сам Владимир Марков сообщил: на заседание Совета, где решался вопрос о его дальнейшей судьбе, его не пригласили.
- Меня вообще удивило, что всё решалось за моей спиной. Узнал о решении палаты в Интернете. Хоть кто-то позвонил и сказал бы: «Приди, посмотри, что творится». Без объяснений всё решили заранее. Я пришёл на Совет палаты, узнал, что вопрос рассматривается. Возмутился, конечно. Сказал, что сначала надо разобраться, – поведал он присутствующим. – Вы опросили людей, которые со мной в тот момент были? Нет. Никто не спросил.
Основывались, судя по всему, на показаниях охранника Прокопьева.
Пошёл в наступление в прямом и переносном смысле
Председатель рабочей группы по регламенту и этике Геннадий Булнаев заявил: всё вообще было наоборот. Во-первых, на заседание Совета Маркова пригласили.
- Он ходил по коридору, его пригласили, но он не стал заходить. Проигнорировал в общем-то, – подчеркнул Булнаев. – Владимир Иванович! Нужно быть честным-то до конца! Я же к вам лично не поеду приглашать. Что вы как прокурор...
- Хоть бы позвонили! – высказался общественник.
Как выяснилось, электронную почту Владимир Марков «не проверяет» и «на звонки не отвечает». Затем Геннадий Булнаев вкратце рассказал историю конфликта. Сообщил: Михаил Харитонов обратился к нему лично. Правда, согласно версии Булнаева, в тот день в здании правительства собрались вовсе не члены рабочей группы по проблемам самоволок, а представители «Боевого братства». Владимир Марков является зампредседателя данной организации.
- Заявки не было, почему-то пришёл список от «Боевого братства». Вообще не знаю, какое Общественная палата и правительство Бурятии имеют к нему отношение, – выразил недоумение Булнаев.
Обращаясь к председателю ОП Владимиру Прокопьеву, глава группы по этике сообщил, что Марков «всё переврал». Марков попытался возразить: «Всё заранее спланировали». Но перебить Геннадия Булнаева оказалось не так-то просто.
Сначала он процитировал самого охранника поста: «В выдаче ключей от кабинета, где обычно заседает Общественная палата, я отказал в вежливой форме. Член Общественной палаты Марков сразу же пришёл в ярость, стал запугивать меня увольнением, требовать, чтобы я вызвал начальство. А после словесной перепалки пошёл в наступление в прямом и переносном смысле», пытаясь завладеть ключами. При этом он отталкивал меня, угрожая ударами, с замахом правой руки».
Затем Булнаев перечислил случаи, которые, по мнению группы по этике, характеризуют Маркова с не лучшей стороны. Общественника, в частности, обвинили в участии в «несанкционированных» митингах самовольщиков. В заключение Геннадий Булнаев зачитал решение, из которого стало ясно: такому человеку, как Владимир Марков, в Общественной палате не место. Регламентом ОП предусмотрены два варианта: вынести общественнику предупреждение о несоответствии статусу члена ОП или же сложить с него полномочия.
«Всякое бывает»
Вопрос о будущем Владимира Маркова «расколол» общественников. Большинство встало на его защиту.
- Уважаемые коллеги, давайте будем немного благоразумнее. Всякое бывает в жизни. Я тоже сталкивался с этим, когда заходил в это здание. Удостоверение забыл – не пускают и всё, – заявил теперь уже бывший член ОП и новоявленный депутат Хурала Валерий Цыремпилов. – Не мы избирали Владимира Ивановича, а общественность. Он для себя выводы сделает, и этим ограничимся. А обсуждение – это лишние нервы. Зачем это?
В ходе заседания общественникам предложили просмотреть видеозапись с камеры наблюдения, на которой запечатлён инцидент между охранником и Марковым. Но собравшиеся предложение не поддержали.
- Тут же СМИ! Будет резонанс! – послышались возражения.
При этом членов Общественной палаты почему-то не смутило то, что резонанса уже не избежать - ведь о сложении полномочий своего коллеги они и так вынесли на публичное обсуждение.
Прекратить дискуссию предложила и Светлана Манзанова.
- Накануне проведения Гражданского форума затевать всё это несерьёзно даже. Нет никаких доказательств, не было никаких несанкционированных митингов. Пострадает репутация не только человека, но и самой Общественной палаты. Стоит ли вообще овчинка выделки? И так постоянные нападки на нас! Понимаю, если бы он там своровал или напился и валялся пьяный. Я бы тут первая проголосовала. Он мне ни друг, ни приятель, ни товарищ никакой. Но меня он не позорит, – заявила она.
- Выбирали-то мы его! – как бы между прочим напомнил Геннадий Булнаев. – На конференции, где выбирали всех нас. Причём Маркова единственного выбирали во втором туре! Он в первом не прошёл!
Он напомнил, что на заседаниях ОП Владимир Марков – редкий гость.
Обсуждению ситуации общественники посвятили почти час. Председатель Гуннского фонда Олег Булутов выразил опасение, что такому «наказанию» может подвергнуться, в общем-то, каждый.
- У нас регламент вообще какой-то ... Его надо или менять, или дополнять. Ну можно лишить права голоса. Как в Госдуме. В Госдуме вообще каждый день дерутся. У меня вообще такое ощущение, что я на суде сижу и мы судим кого-то, – заявил Булутов.
Зампредседателя Общественной палаты Сажида Баталова в ходе жаркой дискуссии неоднократно давала понять, что Владимир Марков нарушил «кодекс чести» и все, кто встал на его сторону, глубоко неправы.
- Разрабатывал-то регламент кто? Владимир Иванович и возглавлял нашу регламентную группу. Какой регламент приняли, с таким и работаем, – парировала она.
Собравшиеся плавно перешли к обсуждению сути регламента и поняли: его и в самом деле надо менять. Неизвестно, сколько бы ещё продлилось обсуждение, если бы общественники, перебивая друг друга, не предложили вынести на голосование вопрос о лишении Маркова полномочий. Но и тут всё оказалось не просто: из 27 присутствующих «за» проголосовали 8 человек, против – 10, остальные воздержались.
- Не проходит ни одно предложение, – с грустью констатировал председатель Общественной палаты Владимир Прокопьев.
Пошли другим путём: решили проголосовать за вынесение Маркову предупреждения о несоответствии статусу члена ОП. Тут общественники оказались более единодушны. Его поведение хоть и признали некорректным, но полномочий лишать не стали.