Что дает педагогам и ученикам движение «Исследователь»?
Большинство родителей знают, что помимо обычных уроков во многих школах ребята разрабатывают проекты, проводят исследования. Взрослым приходится бросать домашние дела и кропотливо искать в Интернете информацию, рисовать графики, подбирать фотографии для реферата любимого чада. Не в лучшем положении учителя — им приходится подбирать темы работ, консультировать, заниматься самообразованием. В сфере образования все это называется «проектно-исследовательская деятельность». В ходе ее ребята получают личный опыт применения полученных знаний на практике, оказываются в развивающей среде, определяются с будущей профессией.
Девять лет назад группа педагогов БГУ и школьных учителей, вдохновленные идеей к.п.н., директора ИНО БГУ Марины Геннадьевны Цыреновой, провели первую республиканскую конференцию школьников «Национальное достояние России». Теперь это ежегодный проект, который собирает порядка двухсот юных авторов и их руководителей из всех районов республики, лучшие доклады представляются в Москве на Открытом конкурсе достижений талантливой молодежи.
Движение «Исследователь» включает нас в орбиту межрегионального обмена лучшими методиками и образовательными технологиями, мы получили право проводить республиканский тур одного из самых авторитетных интеллектуальных конкурсов юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.
Расскажите, в чем принципиальное отличие конкурса им. В.И. Вернадского?
Я бы выделила пять главных отличий. Первое – это идея конкурса, как образовательного события, направленного на повышение мотивации детей к научному поиску, а не соревнования, «гонки» за места. Второе – открытый стендовый формат представления работы, когда защиту могут услышать все желающие: учитель, родитель, эксперты, спонсоры, СМИ. Активное участие в экспертизе принимают сами юные исследователи, как показало время, номинация «Лучшая работа по мнению жюри учащихся» одна из самых популярных. Третье – это непрерывная работа с одаренными детьми. Дети, которые один раз заявили о себе на конкурсе, могут углубить знания по методике научного исследования в дочерних проектах конкурса. Четвертое - это то, что проект постоянно развивается, у нас появляются новые направления. Пятое – это академический уровень конкурса. В его рамках проходит олимпиада по истории и обществознанию. Она обеспечивает призерам и победителям право поступления в любой ВУЗ России вне конкурса по профилю история и обществознание.
Высшей оценкой является присуждение юным исследователям премии Президента РФ. Комитет по молодежной политике выделяет для победителей путевки во Всероссийские детские центры «Артек», «Орленок», «Океан». Большое спасибо хочется сказать специалисту комитета Цыбикмитовой Анне Геннадьевне, которая последние годы курировала наши проекты и Соктоеву Станиславу Игнатьевичу, начальнику отдела молодежных инициатив за поддержку нашего движения.
Какие перспективы у тех, кто участвует в конкурсе Вернадского?
Мало кто знает, что ежегодно в России проводится более 69 олимпиад по всем предметам, которые дают право призерам и победителям поступать в ведущие ВУЗы страны вне конкурса. Участвовать в гуманитарных олимпиадах можно с 5, а в технических и естественно-научных с 7 класса. Причем бесплатно и дистанционно. Олимпиадные задания мотивируют детей к углубленному изучению предметов, значительно расширяют кругозор. Возглавляет олимпиадное движение ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Анатольевич Садовничий.
Одной из таких олимпиад является Олимпиада им. В.И. Вернадского. Ее особенность - обязательное написание 11-классниками исследовательской работы. Заключительный тур проходит в г. Улан-Удэ в БГУ. В этом году лучшими стали 9 выпускников. Они поступили в БГУ, МГИМО, РАНХИГС, Финансовый университет, СПБГУ, РЭАкадемию им. Плеханова, РУДН, БГУЭП. Конечно, эти ребята интеллектуальная элита, наша надежда.
Чем еще занимается ваше движение?
В этом году мы открыли образовательный центр «Исследователь». Спасибо депутату Народного Хурала Доржиеву Валерию Пурбуевичу, он выделил нам помещение для занятий. Организуем углубленное изучение точных и гуманитарных дисциплин. Оказываем помощь в подготовке исследовательской работы, консультируем по вопросам, связанным с участием в олимпиадах. Осуществляем выездные курсы в районы республики и наоборот принимаем детей из районов в Улан-Удэ, знакомим их с научными центрами, погружаем в мир науки. У нас большие планы в области дистанционного обучения, главное чтобы хватило сил. Пользуясь возможностью, хочу пригласить творческих педагогов к сотрудничеству, и конечно, школьников желающих заниматься в нашем центре. В центре так же можно качественно подготовиться к сдаче ОГЭ за 9 класс и ЕГЭ. Для самых маленьких школьников в этом году мы запускаем новый проект – конкурс «Я – исследователь. Байкал».
Адрес образовательного центра «Исследователь»
г. Улан-Удэ, пер. Волконского 1а, вход магазин «Ларец», тел. 624803, 563557