В пригородном селе Сотниково устроили облаву на грузовики-нарушители. Поймали, правда немного. Всего одну машину. Но «отлов» пригрозили продолжить.
Как объяснили infpol.ru организаторы акции, ущерб, который одна многотонная фура способна нанести дорожному полотну, равносилен ущербу от 50 тысяч легковых автомобилей. По статистике, общая доля грузовиков в общем транспортном потоке составляет примерно 17%. Обеспечить сохранность автомобильных дорог и контроль за движением тяжеловесных транспортных средств со сверхнормативными нагрузками – главная цель акции «На дорогу без перегруза!», которая проходит в эти дни в ряде российских регионов.
Не стала исключением и Бурятия. По данным министерства транспорта, рост объёмов грузовых перевозок и доли большегрузов является одной из основных проблем развития дорожной отрасли республики. Большинство местных автотрасс спроектировано под расчётную осевую нагрузку 6-10 тонн.
- Всё зависит от типа дорожной «одежды», – рассказал infpol.ru заместитель министра транспорта Бурятии Сергей Белоколодов. – В республике всего 180 километров дорог, по которым можно ездить с нагрузкой на ось 11,5 тонн, но, в основном, она составляет от 6 до 10 тонн.
Однако эти нормативы зачастую нарушают, причём как водители фур, так и фирмы-перевозчики. Не останавливает их даже то, что любое лишнее «кило» чревато немалыми штрафами.
Между прочим, в середине ноября требования ужесточатся: за каждый километр пути по федеральной трассе грузовики массой свыше 12 тонн будут платить по 3 рубля 73 копейки.
- Вне зависимости от загрузки, – рассказывает Сергей Белоколодов. – А примерно через год такие же нормы будут введены на дорогах регионального и муниципального значения.
Деньги, собранные с «перегруза», планируется направлять на ремонт повреждённого полотна. До нововведений остаётся месяц, но к борьбе с нарушителями приступили уже сейчас. Вплоть до 4 октября проехать по дорогам республиканского значения большегрузам будет не так-то просто: машину обязательно тормознут на посту весового контроля в Сотниково и в Гусиноозёрске. Проверки ведутся в Прибайкальском и Заиграевском районах. Правда, там работают передвижные пункты.
- Необходимо, что расчётная нагрузка на ось соответствовала нормативным требованиям, – подчёркивает замминистра транспорта. – Такие автомобили останавливают, составляются административные протоколы и предъявляются штрафы.
Их размер зависит от степени перегруза и составляет от 1000 до 10 000 рублей для водителей, от 10 до 50 тысяч – для должностных и от 100 до 500 тысяч рублей – для юридических лиц.
В этом, собственно, и заключается суть всероссийской акции. В Бурятии сезон «охоты» на большегрузы официально «открыли» 30 сентября – на пункте весового контроля в Сотниково. Участие в мероприятии приняли представители министерства транспорта Бурятии, Межрегионального управления государственного дорожного надзора и ФКУ Упрдор «Южный Байкал».
Сам пост весового контроля состоит из двух частей. Непосредственно на дороге находятся мобильные весы: с их помощью определяют массу грузовиков, которые следуют по трассе. Если она окажется выше установленной нормы, транспортное средство направляют к стационарной части поста, где оно проходит повторное взвешивание. И лишь после этого определяют сумму штрафа.
В течение часа «поймали» всего одного нарушителя Водитель фуры, следующей из Владивостока в Москву, допустил перегруз по одной оси на 0,7 %. Размер «санкций» за такое нарушение составляет 3000 рублей. Большинство же перевозчиков нормы, как выяснилось, соблюдают. Таким добросовестным водителям организаторы вручали флажки и памятки, а предлагали клеить специальные стикеры с надписью «Еду без перегруза – берегу дорогу».
Некоторые из шоферов, к слову, не знали о том, что в Бурятии проводится акция за сохранность дорог, но, тем не менее, памятки и сувениры брали охотно.
- Стараемся ездить без перегрузов, дороги бережём! – с улыбкой говорят они.
К слову, ездить с превышением можно, но только по спецпропуску. Уведомить о «перегрузе» уполномоченные службы необходимо заранее. Так, если водитель большегруза двигается по федеральной трассе, следует обратиться в федеральное дорожное агентство. А в Бурятии за республиканские трассы отвечает Упрдор «Южный Байкал».